Архиепископ Иоанн

Христианство - дзен

Моисея (Втор.32), мессианистическое пророчество Исаии (Ис.11:10) и песнь

освобождения Давида (2Цар.22:50) возвещают тайну нового Израиля: мессия,

проповеданный еврейскому народу, станет освободителем народов всей земли.

Христианская вера станет всечеловеческой. Однако, присовокупим: в конце времен

совершится нечто большее: Христос мирового христианства станет достоянием

нехристианских народов. Потому и сказано: “Возвеселитесь, язычники, с народом

Его” (Втор.32:43) и “хвалите Господа и прославляйте Его, все народы” (Пс.116:1).

Воистину придет час, когда Христос станет владыкой народов всей земли!

О Господе Павел говорит высочайше: “Бог надежды да исполнит вас радости и мира”

(Рим.15:13). Какое небывалое пространство надежды на вечное блаженство, реальное

для христиан, начертает апостол! Христос есть Бог надежды, упреждающей нас в

видении грядущего. Христианин пребывает в состоянии упования на то, что уже

явлено ему в духе, через откровение сердца. И эта реальная и светлая надежда на

грядущее, свершающееся в настоящем, наполняет сердце невозможной радостью и

миром и обогащает нас — иначе, служит ничем не заменимым сокровищем.

Возвращаясь к теме общения между христианами, апостол благословляет их

наставлять друг друга (Рим.15:14). И здесь тайна агапы. Не сказано, чтобы мудрые

наставляли начинающих, но — “наставлять друг друга”. А значит — ни учителей, ни

учеников, и братья настолько полны любви и познания Божия, что она переливается

через край, и наставляют один другого в том, что открыто свыше, и благодать

переходит из сердца в сердце!..

Таковы раннехристианские агапы. В них нет суеверного страха, нет

институциональных печатей. Еще не внедрилась в них государственная анафема тем,

кто проповедует не так, как ты. Еще не установилась иерархия учителей и

учеников, дистанция между священиком и паствой, но в избытке благодати

наставляли друг друга, веруя в свободе и любви. И священнодействие

(употребляется глагол, в переводе означающий “работать в том, что свято”) видели

не столько в отправлении нового ритуала — жертвоприношения Христа, сколько в

благовествовании Божием силою любви. О нем же апостол отзывается:

благовествование есть распространение истины Христовой на неслыханном и

небывалом, личном, новом основании, не заимствованном из готовых источников...

Христианство осененных свыше

“О благодатном осенении святых церквей и соединении их Господу помолимся...” (Из

литургии Иоанна Златоустого)

Христианство штампов — и христианство осененных свыше... И два сообразных

подхода к Евангелию: рационалистический и озаренный. Святые были светлыми

иллюминатами. Сердца их находились в состоянии постоянного вострепетания. В

пустыню уходили богомыслить о таинственных стихах. Святого Серафима часто

слышали вслух комментирующим Священное Писание, Духом Святым всматривающимся и

вчитывающимся в таинственные письмена.

Пресвятая Дева обладает титулом мистической Наставницы. Мать премудрости

распечатала Евангелие для нас, и оно облагоухалось несравненными смыслами... Кто

я, Господи, чтобы читать вслепую жизнь Твою? Кто я, грешник бренный с

ограниченным умом, чтобы сметь толковать Твои таинственные письмена? Ее очами

видеть, раствориться, ничего своего... Заповедь нищеты духа, прославленная Тобой

и определенная в блаженства, не относится ли и к ученикам Твоим? Сколько их было

за 2 тысячи лет истории церкви? И много ли поняли они в Твоих словах?..

В каждом евангельском стихе заложен парадокс, потенциальный взрыв. Ничего

одномерного, односложного, очевидного! Нужда в ином зрении, в парадоксальной

иномерности. Усвоив стих, понятие как догму, христианин лишь пополняет

кунсткамеру рациональных идей. От иерусалимского неба ничего не остается:

афинский портик и втесненная в условно-человеческие рамки “наука о Евангелии'...

Евангелие постигается через озарение. Парадокс и тайна переживаются сердцем.

Догматы даны не для того, чтобы христианство стало рационально-очевидным — их

небеса взывают к трепету, к осенению сверхсознания. Тот, для кого догмат о

Teotokos (Богородице — Вечной Деве) очевиден, ровным счетом ничего не понял в

Священном Писании. Его надо пережить, перестрадать, как если бы тебе впервые

открылось с неба.

Невозможно формальное наследование веры. Оно в христианстве не плотское —

обетованное, дар свыше, и взывает к иным приемам: читать Евангелие (блаженную

весть нового завета) очами Царицы — переживая в духовной памяти, став Его

современником.