Моисея (Втор.32), мессианистическое пророчество Исаии (Ис.11:10) и песнь
освобождения Давида (2Цар.22:50) возвещают тайну нового Израиля: мессия,
проповеданный еврейскому народу, станет освободителем народов всей земли.
Христианская вера станет всечеловеческой. Однако, присовокупим: в конце времен
совершится нечто большее: Христос мирового христианства станет достоянием
нехристианских народов. Потому и сказано: “Возвеселитесь, язычники, с народом
Его” (Втор.32:43) и “хвалите Господа и прославляйте Его, все народы” (Пс.116:1).
Воистину придет час, когда Христос станет владыкой народов всей земли!
О Господе Павел говорит высочайше: “Бог надежды да исполнит вас радости и мира”
(Рим.15:13). Какое небывалое пространство надежды на вечное блаженство, реальное
для христиан, начертает апостол! Христос есть Бог надежды, упреждающей нас в
видении грядущего. Христианин пребывает в состоянии упования на то, что уже
явлено ему в духе, через откровение сердца. И эта реальная и светлая надежда на
грядущее, свершающееся в настоящем, наполняет сердце невозможной радостью и
миром и обогащает нас — иначе, служит ничем не заменимым сокровищем.
Возвращаясь к теме общения между христианами, апостол благословляет их
наставлять друг друга (Рим.15:14). И здесь тайна агапы. Не сказано, чтобы мудрые
наставляли начинающих, но — “наставлять друг друга”. А значит — ни учителей, ни
учеников, и братья настолько полны любви и познания Божия, что она переливается
через край, и наставляют один другого в том, что открыто свыше, и благодать
переходит из сердца в сердце!..
Таковы раннехристианские агапы. В них нет суеверного страха, нет
институциональных печатей. Еще не внедрилась в них государственная анафема тем,
кто проповедует не так, как ты. Еще не установилась иерархия учителей и
учеников, дистанция между священиком и паствой, но в избытке благодати
наставляли друг друга, веруя в свободе и любви. И священнодействие
(употребляется глагол, в переводе означающий “работать в том, что свято”) видели
не столько в отправлении нового ритуала — жертвоприношения Христа, сколько в
благовествовании Божием силою любви. О нем же апостол отзывается:
благовествование есть распространение истины Христовой на неслыханном и
небывалом, личном, новом основании, не заимствованном из готовых источников...
Христианство осененных свыше
“О благодатном осенении святых церквей и соединении их Господу помолимся...” (Из
литургии Иоанна Златоустого)
Христианство штампов — и христианство осененных свыше... И два сообразных
подхода к Евангелию: рационалистический и озаренный. Святые были светлыми
иллюминатами. Сердца их находились в состоянии постоянного вострепетания. В
пустыню уходили богомыслить о таинственных стихах. Святого Серафима часто
слышали вслух комментирующим Священное Писание, Духом Святым всматривающимся и
вчитывающимся в таинственные письмена.
Пресвятая Дева обладает титулом мистической Наставницы. Мать премудрости
распечатала Евангелие для нас, и оно облагоухалось несравненными смыслами... Кто
я, Господи, чтобы читать вслепую жизнь Твою? Кто я, грешник бренный с
ограниченным умом, чтобы сметь толковать Твои таинственные письмена? Ее очами
видеть, раствориться, ничего своего... Заповедь нищеты духа, прославленная Тобой
и определенная в блаженства, не относится ли и к ученикам Твоим? Сколько их было
за 2 тысячи лет истории церкви? И много ли поняли они в Твоих словах?..
В каждом евангельском стихе заложен парадокс, потенциальный взрыв. Ничего
одномерного, односложного, очевидного! Нужда в ином зрении, в парадоксальной
иномерности. Усвоив стих, понятие как догму, христианин лишь пополняет
кунсткамеру рациональных идей. От иерусалимского неба ничего не остается:
афинский портик и втесненная в условно-человеческие рамки “наука о Евангелии'...
Евангелие постигается через озарение. Парадокс и тайна переживаются сердцем.
Догматы даны не для того, чтобы христианство стало рационально-очевидным — их
небеса взывают к трепету, к осенению сверхсознания. Тот, для кого догмат о
Teotokos (Богородице — Вечной Деве) очевиден, ровным счетом ничего не понял в
Священном Писании. Его надо пережить, перестрадать, как если бы тебе впервые
открылось с неба.
Невозможно формальное наследование веры. Оно в христианстве не плотское —
обетованное, дар свыше, и взывает к иным приемам: читать Евангелие (блаженную
весть нового завета) очами Царицы — переживая в духовной памяти, став Его
современником.