следовательно, есть факт, существование движения - другой факт, их самосущность и вечность или неуничтожаемость - третий факт. И представление чистого Духа как Существа или Бытия - называйте это как хотите - есть химера, величайшая нелепость!
Наши представления о добре и зле. Зла нет как такового, а есть лишь отсутствие добра. Зло существует лишь для того, кто становится его жертвой. Оно происходит от двух причин и не более, нежели добро является независимой причиной в природе. Природа лишена добра и зла, она лишь следует неизменным законам, давая жизнь и радость или посылая страдания и смерть и разрушая созданное ею. Природа имеет противоядие для каждого яда, и ее законы - воздаяние за каждое страдание. Бабочка, истребленная птицею, становится этой птицей, и маленькая птица, убитая животным, переходит в более высокую форму. Это есть слепой закон непреложности и вечная приспособляемость выявлений, и потому он не может быть назван Злом в Природе. Истинное зло порождается человеческим рассудком, и его происхождение всецело связано с рассуждающим человеком, который разобщил себя с природой. Таким образом, лишь само человечество является истинным источником зла. Зло есть преувеличенное добро, порождение человеческого себялюбия и жадности. Вдумайтесь глубже - и вы найдете, что кроме смерти, которая не есть зло, но неизбежный закон, и несчастных случайностей, которые всегда найдут воздаяние в будущей жизни - происхождение каждого зла, большого либо малого, заключено в человеческом действии, в человеке, разум которого делает его единственным свободным деятелем в природе. Не природа порождает болезни, но человек, миссия и удел которого в экономии природы умирать естественной смертью от старости; за исключением случайностей, ни один дикарь или дикий зверь не умирает от болезни. Еда, половые функции, питье есть естественные необходимости жизни, но излишества в них приносят болезнь, несчастье, страдание умственное и физическое, и все это передается как величайшие бедствия будущим поколениям, потомству преступников. Честолюбие, желание обеспечить благополучие и удобство тех, кого мы любим, приобретением почестей и богатств, достойные похвалы и естественные чувства, но когда они превращают человека в честолюбивого жестокого тирана, скупца, себялюбивого эгоиста, они приносят многочисленные бедствия окружающим его, как нации, так и отдельным личностям. Таким образом, все это - еда, богатство, честолюбие и тысяча других вещей, которые мы должны оставить неупомянутыми, становятся источником и причиной зла через излишества так же, как и через отсутствия их. Сделайтесь объедалой, развратником, тираном, и вы становитесь породителем болезней, человеческих страданий. Лишенные всего этого, вы умираете с голода, вас презирают, как ничтожество,и большинство из ваших сотоварищей делает из вас мученика на всю вашу жизнь. Потому не природа и не воображаемое Божество должны быть порицаемы, но человеческая природа, ставшая низкой через себялюбие. Подумайте хорошенько над этими несколькими словами: отыщите каждую причину зла, которую только вы можете себе представить , и проследите ее до самого ее возникновения, и вы разрешите одну треть всей проблемы зла. И теперь, допустив некоторые бедствия, которые естественны и не могут быть избегнуты, но так малочисленны, что я призываю всех метафизиков Запада назвать их злом или проследить их непосредственно до независимой причины, я укажу главную причину почти двух третей бедствий, которые преcледуют человечество с тех пор, как эта причина сделалась мощью. Это религия, в какой бы то ни было форме и в какой бы ни было национальности. Это жреческая каста, священнослужители и церкви. Именно в этих иллюзиях, на которые человечество взирает как на священные, должен он отыскать источник бесчисленных бедствий, которые являются великим проклятием человечества и которые почти подавили человека. Невежество создало Богов, и хитрость извлекла выгоды из представившегося благоприятного случая. Посмотрите на Индию и на Христианство, на Ислам, Иудаизм и фетишизм. Это священнослужительский обман,который представил этих Богов такими устрашающими человеку; это религия, которая создаем из него себялюбивого ханжу, фанатика, ненавидящего все человечество вне своей секты, не делая его лучше или более моральным: это вера в Бога и Богов, которая делает две трети человечества рабами горсти тех, которые обманывают их под лживым предлогом спасения их. Разве не готов человек совершить всякого рода зло, если ему скажут, что его Бог или Боги требуют это преступление?Центр Хара (Часть 2), страница 1Центр Хара (Часть 2), страница 2Центр Хара (Часть 2), страница 3Центр Хара (Часть 2), страница 4Центр Хара (Часть 2), страница 5Центр Хара (Часть 2), страница 6Центр Хара (Часть 2), страница 7Центр Хара (Часть 2), страница 8Центр Хара (Часть 2), страница 9Центр Хара (Часть 2), страница 10Центр Хара (Часть 2), страница 11Центр Хара (Часть 2), страница 12Центр Хара (Часть 2), страница 13Центр Хара (Часть 2), страница 14Центр Хара (Часть 2), страница 15Центр Хара (Часть 2), страница 16Центр Хара (Часть 2), страница 17Центр Хара (Часть 2), страница 18Центр Хара (Часть 2), страница 19Центр Хара (Часть 2), страница 20Центр Хара (Часть 2), страница 21Центр Хара (Часть 2), страница 22Центр Хара (Часть 2), страница 23Центр Хара (Часть 2), страница 24Центр Хара (Часть 2), страница 25Центр Хара (Часть 2), страница 26Центр Хара (Часть 2), страница 27Центр Хара (Часть 2), страница 28Центр Хара (Часть 2), страница 29Центр Хара (Часть 2), страница 30Центр Хара (Часть 2), страница 31Центр Хара (Часть 2), страница 32Центр Хара (Часть 2), страница 33Центр Хара (Часть 2), страница 34Центр Хара (Часть 2), страница 35Центр Хара (Часть 2), страница 36Центр Хара (Часть 2), страница 37Центр Хара (Часть 2), страница 38Центр Хара (Часть 2), страница 39Центр Хара (Часть 2), страница 40Центр Хара (Часть 2), страница 41Центр Хара (Часть 2), страница 42Центр Хара (Часть 2), страница 43Центр Хара (Часть 2), страница 44Центр Хара (Часть 2), страница 45Центр Хара (Часть 2), страница 46Центр Хара (Часть 2), страница 47Центр Хара (Часть 2), страница 48Центр Хара (Часть 2), страница 49Центр Хара (Часть 2), страница 50Центр Хара (Часть 2), страница 51Центр Хара (Часть 2), страница 52Центр Хара (Часть 2), страница 53Центр Хара (Часть 2), страница 54Центр Хара (Часть 2), страница 55Центр Хара (Часть 2), страница 56Центр Хара (Часть 2), страница 57Центр Хара (Часть 2), страница 58Центр Хара (Часть 2), страница 59Центр Хара (Часть 2), страница 60Центр Хара (Часть 2), страница 61Центр Хара (Часть 2), страница 62Центр Хара (Часть 2), страница 63Центр Хара (Часть 2), страница 64Центр Хара (Часть 2), страница 65Центр Хара (Часть 2), страница 66Центр Хара (Часть 2), страница 67Центр Хара (Часть 2), страница 68Центр Хара (Часть 2), страница 69Центр Хара (Часть 2), страница 70Центр Хара (Часть 2), страница 71Центр Хара (Часть 2), страница 72Центр Хара (Часть 2), страница 73Центр Хара (Часть 2), страница 74Центр Хара (Часть 2), страница 75Центр Хара (Часть 2), страница 76Центр Хара (Часть 2), страница 77Центр Хара (Часть 2), страница 78Центр Хара (Часть 2), страница 79Центр Хара (Часть 2), страница 80Центр Хара (Часть 2), страница 81Центр Хара (Часть 2), страница 82Центр Хара (Часть 2), страница 83Центр Хара (Часть 2), страница 84Центр Хара (Часть 2), страница 85Центр Хара (Часть 2), страница 86Центр Хара (Часть 2), страница 87Центр Хара (Часть 2), страница 88Центр Хара (Часть 2), страница 89