и орудием всевозможных планов Учителей. Что касается Полковника Олькотта, то он не видел слишком большой пользы в том, чтобы ставить оккультные идеи на первое место, в особенности ученичество, полагая, что для Общества опасны личные отношения между учителем и учеником, которые Е. П. Б. обязана была поддерживать с определенными членами. С другой стороны, Е. П. Б. твердо считала, что без ядра принявших присягу Чел, выполняющих приказы Учителей, Общество станет в конечном счете лишь филантропической организацией. Эта разность целей ясно обозначилась после нападения Куломбов в 1884 году. Полковник Олькотт дошел почти до игнорирования оккультной основы Общества; он зашел так далеко, что приблизительно в 1888 году Учитель К. Х. сказал Е. П. Б.: 'Общество освободилось от нашего руководства и нашего влияния, и мы оставляем его на самого себя, ибо мы никого не держим в рабстве. Он говорит, что хочет спасти его? Он спас его тело, но из-за страха и опасений лишил его души; сейчас Общество представляет собой труп без души, машину, которая до сих пор
69функционировала довольно хорошо, но после его ухода она рассыплется на куски. Из трех целей в нем заняты только второй, это уже больше не братство и не тело, над которым витает дух, господствующий по ту сторону Великой Цепи. Их доброта и любовь к миру велики и по духу поистине Гаутамические, но он злоупотребил этой добротой'. <&Записная книжка Е. П. Б., касающаяся этой беседы с Учителем, находится в Адьяре. Она еще содержит в себе пространные места личного характера, которые я опускаю здесь.>
Чтобы предотвратить падение Общества в будущем, Е. П. Б. снова взяла на вооружение первоначальную основную идею сокровенного ядра в Теософическом Обществе и учредила 'Эзотерическую Секцию Теософического Общества'. Подозрения Полковника Олькотта, что Е. П. Б. может, таким образом, создать #imperium in imperio# (государство в государстве) в Обществе, прекратились только тогда, когда он получил наставления от Учителя К. Х. по пути в Лондон на пассажирском судне 'Шеннон'<&Это Письмо XIX в Первом томе.> 22 августа 1888 года.
Только эти двое, Е. П. Б. и Г. С. О. из всех 17-ти основателей Т. О., посвятили всю жизнь до конца своих дней Обществу, которое было основано по приказу Учителей. У. К. Джадж мог бы заслужить ту же честь и признательность всех теософов, не сделай он достойной сожаления грубой ошибки. Он способтсвовал разделению Общества на части, а потом утверждал, что его отколовшаяся часть была подлинным Обществом, не признавал первоначально организованного Основного Общества.
70Е. П. Б. и Г. С. О. полностью сформировали в нем его филиалы и, оказав неоценимую услугу Обществу, они по праву, единственные из 17-ти, стали 'Основателями', дорогими сердцам Теософов. Уже к 1882 году Учителя называли только их двоих 'Основателями', и Е. П. Б., и Г. С. О. останутся 'Основателями' навсегда.
Е. П. Б. и Г. С. О. - это два темперамента, столь же далекие друг от друга, как два полюса. Тем не менее, они были избраны для сотрудничества. Хотя они сами и считали, что совместная работа им часто надоедала, однако у Г. С. О. в его Дневнике промелькнула фраза, записанная им 11 декабря 1880 года, которая оказалась истиной. 'В 4 часа прибыла тихоходным поездом Л. - (так он называл Е.
П. Б.), и мы были очень счастливы, увидевшись снова. Вместе нам работается лучше всего'. Результатом их сотрудничества явилось Теософическое Общество.
71Письмо 26.<&Я не видел подлинного текста этого письма, находящегося в настоящее
время на Севере Индии. Один друг дал мне его копию. Я полагаю, что в некоторых
местах оно переписано неточно.>
по просьбе Упасики, Я заявляю следующее: Я никогда не посылал письмо, в котором бы порицал Олькотта, обвинял его в некомпетентности или перепоручал руководство делами Теософического Общества М-ру С. Дж. Л. Фоксу <&В копии имя написано М-р
С. И. Л. Люф, что является, по-моему, неправильным прочтением слов М-р С. Дж.
Л. Фокс, то есть М-р Ст. Джордж Лейн-Фокс, который был в Индии в начале кампании Куломбов и возвратился опять в Индию в 1885 году. Он входил в состав Комитета Контроля в Теософическом Обществе, когда оба Основателя уехали в Европу в 1884 году. Он выступил свидетелем в пользу честности феноменов, на которых он присутствовал, и все еще остается верным памяти Е. П. Б.>, и он не получал подобного письма ни в Лондоне, ни в каком-либо другом месте.
На последней странице длинного делового письма, написанного мною Упасике, - женщине, которая мне верно служила, - содержался параграф (две третьих