Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

англосаксы, как это мы

узнаём от великого английского историка Маколея, слова которого, сказанные по

этому поводу, следовало бы выучить наизусть всем политикам латинских стран,

доказав, как много добра сделали законы, казавшиеся с точки зрения чистого

разума собранием нелепостей и противоречий. Маколей сравнивает разные

конституции, погибшие во время волнений латинских народов Европы и Америки, с

конституцией Англии и говорит, что эта последняя изменялась медленно, частями,

под влиянием непосредственной нужды, но никогда не на основании спекулятивных

рассуждений. Не заботиться о симметрии, - говорит Маколей, - но больше всего

думать о пользе; не отменять аномалий только на том основании, что это аномалии;

не вводить новое, пока не ощущается чувство неловкости, причем нововведения

допускаются лишь постольку, поскольку они нужны для устранения этого чувства; не

переходить за пределы того частного случая, которому надо помочь, - дот правила,

которыми обыкновенно руководствовались наши 250 парламентов со времен Иоанна до

эпохи Виктории .

Надо изучить отдельно законы и учреждения каждого народа, чтобы составить себе

ясное понятие о том, до какой степени они служат выражением потребностей расы и

уже поэтому не могут быть изменены насильственным образом. Можно, например,

рассуждать с философской точки зрения о преимуществах и невыгодах централизации,

но если мы вспомним, что великая революция, стремившаяся низвергнуть все

учреждения прошлого, все-таки вынуждена была не только уважать эту

централизацию, но даже еще увеличила ее, то поневоле должны будем признать, что

это учреждение - продукт настоятельной необходимости и что оно составляет одно

из условий существования народа; поэтому-то нам и приходится пожалеть об

ограниченности некоторых политических деятелей, требующих ее уничтожения. Если

бы случайно им удалось достигнуть своей цели, это послужило бы немедленно

сигналом к ужасной гражданской войне, которая опять-таки привела бы к новой

централизации, еще более тяжелой, нежели прежняя.

Если мы проведем параллель между нынешними глубокими религиозными и

политическими разногласиями, разделяющими различные партии во Франции и

составляющими главным образом расовый вопрос, и сепаратистскими тенденциями,

обнаружившимися в эпоху революции и снова заявившими о себе к концу

франко-прусской войны, то увидим, что различные расы, существующие во Франции,

далеко не слились между собой. Энергичная централизация и учреждение

искусственных департаментов, которые должны были произвести слияние прежних

провинций, без сомнения, были самым полезным делом революции. Но если бы можно

было произвести децентрализацию, о которой так много толкуют теперь

непредусмотрительные люди, то она очень скоро привела бы к самым кровавым

раздорам. Не признавать этого - значит игнорировать всю историю нашей страны.

Из всего вышесказанного мы должны вывести то заключение, что нельзя действовать

посредством учреждений на душу толпы. Если мы видим, что некоторые страны,

например. Соединенные Штаты, достигли высокой степени процветания, имея

демократические учреждения, в других же, например, испано-американских

республиках, господствует самая печальная анархия, несмотря на такие же точно

учреждения, то все же тут учреждения нисколько не виноваты ни в величии одних,

ни в упадке других. Народы управляются свойствами своего характера, и такие

учреждения, которые не соответствуют самым точным образом характеру расы,

представляют собой не что иное, как заимствованные одежды, временное

переодевание. Кровавые войны и бурные революции не раз возникали и будут

возникать с целью ввести учреждения, которым приписывается, как реликвиям

святых, сверхъестественная сила создавать счастье людей. В некотором смысле,

конечно, можно было бы сказать, что учреждения действуют на душу толпы потому

что они порождают подобные восстания, но на самом деле тут действуют вовсе не

учреждения, так как будут ли они побеждены или восторжествуют, они все-таки сами

по себе не обладают никакими качествами. На толпу действуют только иллюзии и

особенно слова, химерические и сильные, и мы укажем в скором времени, как велико

их изумительное влияние на толпу.

§5. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

В первом ряду идей, имеющих преобладающее значение в какую-нибудь эпоху и

обладающих силой, несмотря на свой часто иллюзорный характер и свою

немногочисленность, мы должны поставить в настоящее время следующую: образование