Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

Толпа пойдет на смерть ради торжества

какого-нибудь верования или идеи; в толпе можно пробудить энтузиазм и заставить

ее, ради славы и чести, идти без хлеба и оружия, как во времена крестовых

походов, освобождать Гроб Господень из рук неверных, или же, как в 93-м году,

защищать родную землю. Это героизм, несколько бессознательный, конечно, но

именно при его-то помощи и делается история. Если бы на счет народам ставились

только одни великие дела, хладнокровно обдуманные, то в мировых списках их

значилось бы весьма немного.

Глава вторая

ЧУВСТВА И НРАВСТВЕННОСТЬ ТОЛПЫ

§ 1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы.. - Импульсы,

которым повинуется толпа, достаточно сильны, чтобы уничтожить личные интересы. -

Толпа никогда не поступает преднамеренно. § 2. Податливость внушениям и

легковерие толпы. - Исчезновение различия между ученым и глупцом в толпе. -

Невозможность верить показаниям толпы. - Единогласность показаний многочисленных

свидетелей менее всего годится для подтверждения какого-нибудь факта. -

Малоценность исторических сочинений. § 3. Преувеличение и односторонность чувств

толпы. § 4. Нетерпимость, авторитетность и консерватизм толпы. - Временное

проявление революционных инстинктов в толпе не мешает ей быть глубоко

консервативной. § 5. Нравственность толпы. - Толпа редко руководствуется личными

интересами, тогда как именно личный интерес чаще всего служит исключительным

двигателем поступков отдельных индивидов. - Морализирующая роль толпы.

Указав в общих чертах на главные свойства толпы, мы перейдем теперь к подробному

рассмотрению этих свойств.

В числе специальных свойств, характеризующих толпу, мы встречаем, например,

такие: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие

рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность и т.п., которые

наблюдаются у существ, принадлежащих к низшим формам эволюции, как то: у женщин,

дикарей и детей. На эту аналогию, однако, я указываю лишь мимоходом, так как мне

пришлось бы нарушить рамки этой работы, если бы я захотел ее доказывать.

Впрочем, это было бы бесполезно для людей, знакомых с психологией первобытного

человека, тогда как для тех, кто не знаком с нею, такие доказательства все равно

были бы недостаточно убедительны.

Теперь я перехожу к последовательному рассмотрению различных свойств,

наблюдаемых в толпе в большинстве случаев.

§1. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ. ИЗМЕНЧИВОСТЬ И РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ТОЛПЫ

Изучая основные свойства толпы, мы указали, что она почти исключительно

управляется бессознательным. Ее действия гораздо более подчиняются влиянию

спинного, нежели головного мозга, и в этом отношении они приближается к

совершенно первобытным существам. Совершенные толпою поступки могут быть

превосходны сами по себе, но так как ум не руководит ими, то индивид в толпе

действует сообразно случайностям. Толпа служит игралищем всех внешних

возбуждений и отражает все их перемены; она, следовательно, рабски покоряется

импульсам, которые получает. Отдельный индивид может подвергаться тем же

возбуждениям, какие действуют на него в толпе, но, изолированный от толпы, он

уже подчиняется рассудку и противостоит влиянию этих возбуждении. Физиологически

это можно выразить следующим образом: изолированный индивид обладает

способностью подавлять свои рефлексы, тогда как толпа этой способности не имеет.

Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по характеру

возбуждений, великодушными или свирепыми, героическими или трусливыми, но они

всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство

самосохранения, не в состоянии их подавить. Так как возбудители, действующие на

толпу, весьма разнообразны и толпа всегда им повинуется, то отсюда вытекает ее

чрезвычайная изменчивость. Вот почему мы видим, что толпа может внезапно перейти

от самой кровожадной жестокости к великодушию и выказать даже при случае самый

абсолютный героизм. Толпа легко становится палачом, но так же легко она идет и

на мученичество. Из ее недр лились те потоки крови, которые нужны были для того,

чтобы восторжествовала какая-нибудь вера. Незачем обращаться к героическому веку

для того, чтобы увидеть, на что способна толпа именно с этой точки зрения. Толпа

никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения, и еще очень недавно один

генерал (Буланже?), внезапно сделавшийся популярным, легко мог бы найти сотни

тысяч человек, готовых умереть за его дело, если бы он только того потребовал.

В