выражением
подземных сотрясений его дна, которые нам неизвестны. Наблюдая большинство
поступков толпы, мы видим, что они чаще всего служат выражением ее замечательно
низкого умственного уровня. Но есть такие случаи, когда действиями толпы
руководят, по-видимому, таинственные силы, называвшиеся в древности судьбой,
природой, провидением и теперь именуемые голосом мертвых. Мы не можем не
признавать могущества этих сил, хотя совершенно не знаем их сущности. Иногда
кажется, что в недрах наций находятся скрытые силы, руководящие их действиями.
Что может быть, например, более сложным, более логичным и удивительным, нежели
язык народа?
Введение ЭРА ТОЛПЫ
Эволюция современной эпохи. - Великие изменения цивилизации суть следствия
перемен в мысли народов. - Современное верование в могущество толпы. - Оно
преобразовывает традиционную политику государств. - Как выступают низшие классы
и как проявляется их могущество. - Толпа может играть только разрушительную
роль. - Толпа заканчивает процесс распадения устаревших цивилизаций. - Всеобщее
незнание психологии толпы. - Важность изучения толпы для законодателей и
государственных людей.
Великие перевороты, предшествующие изменению цивилизации, например, падение
Римской империи и основание арабской, на первый взгляд определяются главным
образом политическими переменами, нашествием иноплеменников, падением династий.
Но более внимательное изучение этих событий указывает, что за этими кажущимися
причинами чаще всего скрывается глубокое изменение идей народов. Истинно
исторические перевороты - не те, которые поражают нас своим величием и силой.
Единственные важные перемены, из которых вытекает обновление цивилизаций,
совершаются в идеях, понятиях и верованиях. Крупные исторические события
являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен в мысли людей. Перемены
эти, однако, случаются редко, потому что самое прочное в каждой расе - это
наследственные основы ее мыслей.
Современная эпоха представляет собой один из таких критических моментов, когда
человеческая мысль готовится к изменению. В основе этого изменения лежат два
главных фактора. Первый - это разрушение религиозных, политических и социальных
верований, давших начало всем элементам нашей цивилизации; второй - это
возникновение новых условий существования и совершенно новых идей, явившихся
следствием современных открытий в области наук и промышленности.
Идеи прошлого, хотя и на половину разрушенные, все еще достаточно сильны; идеи
же, которые должны их заменять, находятся пока еще в периоде своего образования
- вот почему современная эпоха есть время переходное и анархическое.
Нелегко предсказать, что может выйти из такого периода, поневоле имеющего
хаотический характер. Каковы будут основные идеи, на которых воздвигнутся новые
общества, идущие нам на смену? Мы этого пока не знаем. Но мы уже теперь можем
видеть, что при своей организации им придется считаться с новой силой, последней
повелительницей современной эпохи - могуществом масс. Эта сила возникла на
развалинах многих идей, считавшихся некогда истинными и теперь исчезнувших,
многих сил, разрушенных последовательно революциями, и, по-видимому, готова
поглотить и остальные. И в то время, как все наши древние верования колеблются и
исчезают, старинные столпы общества рушатся друг за другом, могущество масс
представляет собой единственную силу, которой ничто не угрожает и значение
которой все увеличивается. Наступающая эпоха будет поистине эрой масс.
Не более столетия тому назад традиционная политика государств и соперничество
государей были главными факторами событий. Мнение масс не принималось в расчет,
да большей частью оно и не существовало. В настоящее же время политические
традиции, личные склонности монархов, их соперничество уже более не принимаются
в расчет, и, наоборот, голос толпы становится преобладающим. Массы диктуют
правительству его поведение, и именно к их желаниям оно и старается
прислушаться. Не в совещаниях государей, а в душе толпы подготавливаются теперь
судьбы наций.
Вступление народных классов на арену политической жизни, т.е. в действительности
их постепенное превращение в руководящие классы, представляет одну из наиболее
выдающихся характерных черт нашей переходной эпохи. Это вступление на самом деле
вызвано вовсе не всеобщей подачей голосов, которая долгое время не имела
самостоятельной, руководящей роли и легко подчинялась сторонним влияниям.
Прогрессивный