Раздоры и междоусобные войны всегда отличались
тем большей интенсивностью, чем различнее были соприкасавшиеся между собой расы.
Когда они слишком несходны между собой, становится совершенно невозможным
заставить их жить под одними учреждениями и одними законами. История больших
империй, образованных из различных рас, всегда была тождественна. Они исчезали
чаще всего вместе со своим основателем. Из современных наций одни только
голландцы и англичане успели подчинить своему игу азиатские народы, совершенно
отличающиеся от них, но это им удалось только потому что они умели уважать
нравы, обычаи и законы этих народов, предоставляя в действительности им самим
управлять собой и ограничивая свою роль взиманием налогов, торговыми сношениями
и поддержанием мира.
За этими редкими исключениями все большие империи, объединяющие несходные
народы, могут быть созданы только силой и осуждены погибнуть от насилия.
Для того, чтобы нация могла образоваться и долго существовать, нужно чтобы она
образовывалась медленно, постепенным смешением рас, мало отличных друг от друга,
постоянно скрещивающихся между собой, живущих на одной территории, подчиняющихся
действию одной и той же среды, имеющих одни и те же учреждения и одни и те же
верования. Эта различные расы могут тогда, по истечении нескольких веков,
образовать очень однородную нацию.
По мере того как старится мир, расы становятся все более и более устойчивыми, и
их изменения путем смешений - все более и более редкими. Вступая в возраст,
человечество чувствует, что бремя наследственности становится все тяжелее и
изменения все труднее. Что касается Европы, то можно сказать, что эра
образования исторических рас для нее в скором времени завершится.
Отдел второй
КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РАС ОБНАРУЖИВАЮТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ИХ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Глава 1 ИСТОРИЯ НАРОДОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ИХ ХАРАКТЕРА
История народа вытекает всегда из его душевного склада. - Различные примеры. -
Как политические учреждения Франции вытекают из души расы. - Их действительная
неизменность под кажущейся изменчивостью. - Наши самые различные политические
партии преследуют, под различными названиями, одинаковые политические цели. -
Централизация и уничтожение личной инициативы в пользу государства. - Как
французская революция только исполняла программу древней монархии. -
Противоположность между идеалом англосаксонской расы и латинским идеалом.
Инициатива гражданина, замененная инициативой государства. - Приложение
изложенных в настоящем труде принципов к сравнительному изучению развития
Северо-Американских Соединенных Штатов и испано-американских республик. -
Причины процветания одних и упадка других, несмотря на одинаковые политические
учреждения. - Формы правления и учреждения имеют только очень слабое влияние на
судьбы народов. - Эта судьба вытекает главным образом из их характера.
История в главных своих чертах может быть рассматриваема как простое изложение
результатов, произведенных психологическим складом рас. Она проистекает из этого
склада, как дыхательные органы рыб из жизни их в воде. Без предварительного
знания душевного склада народа история его кажется каким-то хаосом событий,
управляемых одной случайностью. Напротив, когда душа народа нам известна, то
жизнь его представляется правильным и фатальным следствием из его
психологических черт. Во всех проявлениях жизни нации мы всегда находим, что
неизменная душа расы сама ткет свою собственную судьбу.
В особенности в политических учреждениях наиболее очевидно проявляется верховная
власть расовой души. Нам легко будет доказать это несколькими примерами.
Возьмем сперва Францию, т.е. одну из мировых стран, испытавших наиболее глубокие
перевороты, где в несколько лет учреждения изменялись по виду самым коренным
образом, где партии кажутся не только различными, но как будто даже
несовместимыми между собой. Но если мы посмотрим с психологической точки зрения
на эти по-видимому столь несходные, на эти вечно борющиеся партии, то нам
придется констатировать, что они в действительности обладают совершенно
одинаковым общим фондом, точно представляющим идеал их расы. Непримиримые,
радикалы, монархисты, социалисты, одним словом, все защитники самых различных
доктрин преследуют под разными ярлыками совершенно одинаковую цель: поглощение
личности государством. То, чего они одинаково горячо все желают, - это старый
нейтралистский и цезаристский режим, государство, всем управляющее, все