высокой ступени цивилизации, старательно
избегали смешения с иностранцами ! и поступали так вполне обоснованно. Без
удивительного кастового строя ничтожная горсть арийцев, покорившая 3000 лет тому
назад Индию, вскоре потонула бы в бесчисленной массе черных племен, окружавших
ее со всех сторон, и никакая цивилизация не возникла бы на почве большого
полуострова. Если бы в наши дни англичане не сохранили на практике той же
системы и согласились бы скрещиваться с туземцами, то громадная империя Индии
давно бы от них избавилась. Народ может потерять очень многое, претерпевать
всевозможные катастрофы и быть еще в состоянии подняться. Но им все потеряно, и
ему уже никогда не подняться, если он потерял свою душу.
Когда цивилизации, находящиеся в состоянии упадка, стали добычей завоевателей,
скрещивания играют сначала разрушительную роль, а потом созидательную, о чем я
только что говорил. Они разрушают древнюю цивилизацию, так как губят душу
народа, который ею обладал. Они допускают создание новой цивилизации, так как
старые психологические признаки пришедших в столкновение рас уничтожены и так
как под влиянием новых условий существования могут в скором времени образоваться
новые признаки.
Только на расах, находящихся в периоде образования, унаследованные черты которых
разрушаются противоположными действиями наследственности, обнаруживается влияние
последнего из упомянутых в настоящей главе факторов - среды. Очень слабое в
своем воздействии на древние расы, оно влияет очень сильно на новые.
Скрещивания, уничтожая психологические признаки, унаследованные от предков,
создали своего рода tabula rasa*, на которой действие среды, продолжающееся в
течение веков, в конце концов создает и постепенно укрепляет новые
психологические признаки. Тогда и только тогда можно считать образование новой
исторической расы завершившимися. Так создалась французская раса.
* Чистая доска , на которой можно писать что угодно.
Отсюда ясно, что влияние среды, как физической так и моральной, или очень
велико, или, напротив, очень слабо, смотря по обстоятельствам, и этим можно себе
объяснить, почему относительно их влияния высказываются самые противоречивые
мнения. Мы только что видели, что это влияние очень велико на расы, находящиеся
в периоде образования; но если рассматривать древние расы, прочно установленные
с давних пор наследственностью, то можно сказать, что влияние среды, напротив,
почти сводится к нулю.
Относительно моральной среды: мы имеем доказательство ничтожности ее действия в
полном бессилии наших западных цивилизаций оказать влияние на народы Востока,
даже когда они соприкасались с ними в течение многих поколений, как это
наблюдается на китайцах, живущих в Соединенных Штатах. Для физической среды мы
можем констатировать слабость ее власти из трудностей акклиматизации.
Перенесенная в новую среду, совершенно отличную от прежней, древняя раса - все
равно, идет ли речь о человеке, животном или растении - скорее гибнет, чем
изменяется. Последовательно завоевываемый десятью различными народами, Египет
был всегда их могилой. Ни один из них не мог там акклиматизироваться. Греки,
римляне, персы, арабы, турки и т.д. никогда не оставляли там следов своей крови.
Единственный тип, который там можно встретить, это тот же неизменный феллах* с
чертами, верно воспроизводящими те, которые вырезали египетские художники семь
тысяч лет тому назад на гробницах и дворцах фараонов.
* Арабский крестьянин.
Большинство исторических народов Европы находится еще в периоде образования, и
этот факт очень важен для понимания их истории. Один только современный
англичанин представляет собой почти совершенно определившуюся расу. В нем
древний бретонец, англосакс и нормандец слились, чтобы образовать новый, очень
однородный тип. Во Франции, напротив, провансалец совершенно отличен от
бретонца, овернца и нормандца. Однако если еще не существует типа среднего
француза, то, по крайней мере, существуют средние типы известных областей. Эти
типы, к несчастью, еще слишком разнятся идеями и характером. Поэтому трудно
найти учреждения, которые могли бы быть одинаково пригодны для них всех. Их
глубокие различия в чувствах и верованиях и вытекающие отсюда политические
перевороты держатся главным образом на различиях в душевном складе, которые
сумеет, может быть, изгладить будущее.
Так бывало всегда, когда стечение обстоятельств заставляло различные расы жить
совместно на одной территории.