Л.Д. Ландау в 1932 г. В этом мнимом времени нет никакой сингулярности и нет никакого начального момента. Иными словами, при приближении к точке сингулярности классической теории наше физическое время исчезает и превращается в мнимое время, которое имеет конечную протяженность и не содержит особых (например, краевых) точек. Интересно, что мнимое время на языке теории относительности соответствует реальной пространственной координате. По выражению Хокинга,
...Когда это происходит, мы можем сказать, что время полностью опространствлено, еще точнее говорить не о пространстве-времени, а о четырехмерном пространстве (цит. по И. Пригожин, И. Стенгерс, Время, хаос, квант, с. 239).
Здесь возникают неожиданные аналогии с представлениями традиционализма о превращении времени в пространство в конце каждого цикла мирового развития:
Превращение времени в пространство, собственно говоря, реализуемо лишь в конце мира ...Конец цикла является вневременным , так же, как и его начало... В первоначальном состоянии , или, что то же самое, в центре мира ... время превращается в пространство (Р.Генон, Царство количества и знамения времени с.166, 167, 169).
В связи с описанием сингулярности Генон анализирует конец 34 песни из Ада Божественной Комедии Данте (переход из ада в чистилище). Согласно работам М.Элиаде, возврат в райское время оно также означает прекращение времени. В этом вопросе открывается простор для мифологического осмысления (см., напр., книгу Дж.Кэмпбелла).
И все-таки ведущая домой
дорога оказалась слишком длинной,
как будто Посейдон, пока мы там
теряли время, растянул (!) пространство.
Мне неизвестно, где я нахожусь,
что предо мной. Какой-то грязный остров...
Все острова похожи друг на друга,
когда так долго странствуешь, и мозг
уже сбивается, считая волны,
глаз, засоренный горизонтом [ср. гл.14], плачет...
Не помню я, чем кончилась война,
и сколько лет тебе сейчас, не помню.
(И.Бродский, Одиссей Телемаку)
Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел (дзен).
Подобные представления проникли и в современные популярные художественные тексты.
- Многие думают, что конец света будет виден из любой точки земного шара... Это значит, что пространство как таковое отменено. Таким образом, конец наступит из-за того, что время отделится от пространства в том смысле, что повсюду в мире пространство разрушится. И везде останется только беззвучное время, освобожденное от пространства [ср.: Он слышал, как время утратило звук, И. Бродский, Сретенье]... Я так не думаю. В древнем Ханаане, недалеко от храма (!), находился круглый жертвенник с сиденьями вокруг него. Они предназначались для наблюдения за концом света. Считалось, что отсюда лучше всего можно будет увидеть судный день. Так что люди тогда ожидали конца света в одной-единственной точке. И для них он был только концом времени, но вовсе не пространства. Потому что если конец света виден в в одной-единственной точке, это означает, что в данном случае и в данном месте отменено именно время. Это и есть конец света. Пространство освобождается от времени.
- Я хотела услышать о любви, а ты о конце света.
- Но я и говорю о любви. В сердце не существует пространства, в сердце не существует времени... (М. Павич, Ящик для письменных принадлежностей)
(вспомним здесь рассуждения о центре пространства в гл.12).
Взаимное превращение времени и пространства (энергии, движения и событий, явлений) происходит и в обычной жизни. В некотором смысле оно имеет место при создании живописных полотен (изображение движения, см. работы П. Флоренского) и художественных текстов. По словам М. Бахтина,
В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории (Формы времени и хронотопа романа).
Аналогичный процесс возникает и при создании других настоящих (например, философских) текстов.
Я называю текст фиксированным объектом, потому что процесс думания с его временными характеристиками (такими, как длительность) на этом заканчивается и уступает место пространству текста с его пространственными характеристиками (А.М. Пятигорский, Мифологические размышления).
15.2 Необратимость
Человек, рожденный женою, краткодневен