сотворен именно из хаоса (см. цитаты в главе 2). Приведем еще даосскую притчу.
Владыкой Южного океана был Поспешный, владыкой Северного океана - Внезапный, владыкой Центра - Хаос. Поспешный и Внезапный часто встречались на земле Хаоса, который принимал их радушно, и они захотели отблагодарить его.
- Только у Хаоса нет семи отверстий, которые есть у каждого человека, чтобы видеть, слышать, есть и дышать, - сказали они. - Попытаемся их ему проделать.
Каждый день делали по одному отверстию и на седьмой день Хаос умер (Чжуанцзы 8).
Что касается библейской картины происхождения мира, то к словам ве-хаарец хойту тоху ва-боху - земля же безвидна и пуста (Быт.1:2) есть следующий вариант комментария:
Слово хойта - была , являясь глаголом прошедшего времени, означает, что земля уже существовала до этого. Снег был посреди воды и от его таяния произошел ил. Затем сильный огонь ударил по нему и сотворил в нем мусор. Таким путем он был преобразован и стал хаосом ( тоху ), обителью слизи, гнездилищем мусора, а также бесформенностью ( боху ). Боху - более тонкая часть, отфильтрованная от тоху и покоящаяся на ней. Слово тьма в тексте намекает на сильный огонь. Эта тьма покрыла тоху , то есть мусор, и поддерживалась им (Зогар 1.16).
В плане эмоциональном тоху выражает состояние предельного изумления и недоумения, связанного с предельной скорбью. Как понятие абстрактное тоху это состояние предельного нестроения и смятения, близкое к хаосу. Это тот материал , из которого строится Мир. Тоху Земли - максимально приближено к тому ничего , из которого Бог творит Мир... Тоху - хаос и тьма, но и потенция отстройки мира, его формы. В нашем Мире изначально наличествует ущерб, тьма и хаос. Что подразумевает и само слово Элоким [имя Бога в Быт.1:1] - Бог, дающий закон и порядок, овладевающий, одолевающий хаос, тоху (Б.И.Берман, Библейские смыслы, с.10).
Р. Генон так трактует соотношение обсуждаемой картины эволюции и творения ex nihilo:
...Если говорят, что мир был образован из хаоса , то его рассматривают исключительно с субстанциональной точки зрения, и тогда это начало надо рассматривать как вневременное, так как очевидно, время не существует в хаосе , а существует только в космосе . Если же обратиться к порядку развертывания проявления, который... претворяется в порядок временной последовательности, то тогда надо двигаться... со стороны сущностного полюса, от которого проявление, согласно циклическим законам постоянно удаляется, чтобы спуститься к субстанциональному полюсу. Творение как разложение хаоса в определенном смысле мгновенно, это, собственно, и есть библейское Да будет свет (Царство количества и знамения времени, с.85).
Не только в восточных текстах, но и в библейской традиции и в Коране можно найти идеи цикличности развития мира и многократного творения:
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (Екклесиаст 1:6-9).
6:12-13 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее.
65:17 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. 66:22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше (Исайя).
В тот день, когда Мы скрутим небо, как писец свертывает свитки; как Мы создали первое творение, так Мы его повторим по обещанию от Нас. Поистине, Мы действуем! (Коран 21:104)
10 (11) Аллах впервые производит творения, потом повторяет его, потом к Нему вы вернетесь!
26 (27) Он - тот, кто впервые производит творение, а потом повторяет его. Это еще легче для Него (Коран 30).
И ночью прославляй Его и при обратном движении звезд (Коран 52:49).
Для пророчеств Исайи, как и в главе 2, приведем комментарий из Властелина колец Р.Толкиена (разумеется, ухватывающий лишь часть смыслов священного текста):
С потерей Кольца Враг лишится большей части той силы, которой владел изначально, а все созданное или начатое им с помощью