карфагенян пустило глубокие корни.
Племя иджебу в провинции Лагос, входящее в состав народности йорубов, подразделяется на две ветви; иджебу-оде и иджебу-ремон. Иджебу-оде управляет вождь, носящий титул Авуджаля и окруженный ореолом таинственности. До недавнего времени никому, не исключая и его собственных подданных, не разрешалось видеть лицо этого вождя, а если обстоятельства все же принуждали вождя к общению с кем-то из подданных, то его скрывала от взглядов особая перегородка. Другим ответвлением племени — иджебу-ремон управляет вождь более низкого ранга. Джон Паркинсон сообщает, что этого подчиненного вождя, согласно существовавшему обычаю, торжественно умерщвляли после трех лет правления.
В Вавилоне в историческую эпоху царствование было практически пожизненным, хотя в теории царя, видимо, выбирали сроком на один год. Дело в том, что царю ежегодно в праздник Загмука вменялось в обязанность обновлять свою силу пожатием руки Мардука в его великом Эсагильском храме в Вавилоне. Даже после падения Вавилона царь ассирийцев должен был каждый год узаконивать свое право на вавилонский престол. Для этого он приходил в Вавилон и в праздник Нового года совершал там древний ритуал. Некоторым из ассирийских царей эта обязанность.показалась столь обременительной, что они предпочли вообще отказаться от царского титула и удовольствовались скромным званием правителя. Из дальнейшего нам станет ясно, что в доисторическую эпоху по окончании годичного срока пребывания у власти вавилонские цари ставили па карту корону вместе с головой. К такому выводу, по крайней мере, подводит нас следующее сообщение историка Бероза, который в качестве вавилонского жреца обладал в этой области обширными познаниями. В Вавилоне ежегодно справлялся праздник Закеев. Начинался он шестнадцатого числа месяца Лус и продолжался пять дней. На это время господа и слуги менялись местами: слуги отдавали приказания, а господа их исполняли. Осужденного на смерть преступника обряжали в царские одежды и сажали на трон: ему позволяли отдавать любые распоряжения, есть и пить за царским столом и сожительствовать с наложницами царя. По истечении пяти дней с него срывали пышные одежды, наказывали плетьми и вешали или сажали на кол. В короткий период своего пребывания у власти преступник носил титул Зогана. Этот обычай можно истолковать просто как мрачную шутку, которую сыграли с несчастным преступником участники веселого народного гулянья. Однако такую интерпретацию опровергает одно решающее обстоятельство. Мы имеем в виду предоставляемое псевдоцарю право сожительствовать с наложницами настоящего царя. Достаточно вспомнить, как ревниво оберегает восточный деспот свой гарем, чтобы не осталось никаких сомнений в том, что вавилонский царь никогда и никому, тем более осужденному на смерть преступнику, не дал бы подобного разрешения без очень веских к тому оснований. Основание же могло быть только одно — осужденного предавали казни вместо царя. А для того чтобы замена была полноценной, необходимо было дать преступнику в короткий период правления насладиться всеми благами царского сана. В такого рода замене нет ничего из ряда вон выходящего: рано или поздно у всех царей возникало желание упразднить и изменить обычай, в соответствии с которым их следовало предавать смерти при появлении первых признаков телесной немощи или по истечении установленного срока. Мы уже знаем, что в Эфиопии, Со-фале и Ойо этот обычай был отменен просвещенными монархами, что в Каликуте древний обычай умерщвления царя по окончании двенадцатилетнего периода царствования был преобразован в право напасть на него и в случае победы занять трон (впрочем, право это было чистой формальностью, потому что царь в такой день окружал себя многочисленной охраной). Вавилон дает еще один пример того, как изменяется суровый Древний обычай. По окончании срока правления и приближения казни — в Вавилоне это, по-видимому, совпадало с концом года — царь на несколько дней отрекался от трона в пользу временного правителя, которого затем казнили вместо него. Первоначально таким правителем выбирали ни в чем не повинного человека, возможно даже члена царской семьи; однако с распространением цивилизации принесение в жертву невинного человека стало возмущать общественное мнение, и роковая «привилегия» перешла к преступнику, приговоренному к смертной казни. Ниже мы приведем другие примеры казни преступника в качестве представителя умирающего бога. Не следует забывать, что, как показывает пример шиллукских вождей, властителя умерщвляют в качестве богаЗолотая ветвь (Часть 3), страница 1Золотая ветвь (Часть 3), страница 2Золотая ветвь (Часть 3), страница 3Золотая ветвь (Часть 3), страница 4Золотая ветвь (Часть 3), страница 5Золотая ветвь (Часть 3), страница 6Золотая ветвь (Часть 3), страница 7Золотая ветвь (Часть 3), страница 8Золотая ветвь (Часть 3), страница 9Золотая ветвь (Часть 3), страница 10Золотая ветвь (Часть 3), страница 11Золотая ветвь (Часть 3), страница 12Золотая ветвь (Часть 3), страница 13Золотая ветвь (Часть 3), страница 14Золотая ветвь (Часть 3), страница 15Золотая ветвь (Часть 3), страница 16Золотая ветвь (Часть 3), страница 17Золотая ветвь (Часть 3), страница 18Золотая ветвь (Часть 3), страница 19Золотая ветвь (Часть 3), страница 20Золотая ветвь (Часть 3), страница 21Золотая ветвь (Часть 3), страница 22Золотая ветвь (Часть 3), страница 23Золотая ветвь (Часть 3), страница 24Золотая ветвь (Часть 3), страница 25Золотая ветвь (Часть 3), страница 26Золотая ветвь (Часть 3), страница 27Золотая ветвь (Часть 3), страница 28Золотая ветвь (Часть 3), страница 29Золотая ветвь (Часть 3), страница 30Золотая ветвь (Часть 3), страница 31Золотая ветвь (Часть 3), страница 32Золотая ветвь (Часть 3), страница 33Золотая ветвь (Часть 3), страница 34Золотая ветвь (Часть 3), страница 35Золотая ветвь (Часть 3), страница 36Золотая ветвь (Часть 3), страница 37Золотая ветвь (Часть 3), страница 38Золотая ветвь (Часть 3), страница 39Золотая ветвь (Часть 3), страница 40Золотая ветвь (Часть 3), страница 41Золотая ветвь (Часть 3), страница 42Золотая ветвь (Часть 3), страница 43Золотая ветвь (Часть 3), страница 44Золотая ветвь (Часть 3), страница 45Золотая ветвь (Часть 3), страница 46Золотая ветвь (Часть 3), страница 47Золотая ветвь (Часть 3), страница 48Золотая ветвь (Часть 3), страница 49Золотая ветвь (Часть 3), страница 50Золотая ветвь (Часть 3), страница 51Золотая ветвь (Часть 3), страница 52Золотая ветвь (Часть 3), страница 53Золотая ветвь (Часть 3), страница 54Золотая ветвь (Часть 3), страница 55Золотая ветвь (Часть 3), страница 56Золотая ветвь (Часть 3), страница 57Золотая ветвь (Часть 3), страница 58Золотая ветвь (Часть 3), страница 59Золотая ветвь (Часть 3), страница 60Золотая ветвь (Часть 3), страница 61Золотая ветвь (Часть 3), страница 62Золотая ветвь (Часть 3), страница 63Золотая ветвь (Часть 3), страница 64Золотая ветвь (Часть 3), страница 65Золотая ветвь (Часть 3), страница 66Золотая ветвь (Часть 3), страница 67Золотая ветвь (Часть 3), страница 68Золотая ветвь (Часть 3), страница 69Золотая ветвь (Часть 3), страница 70Золотая ветвь (Часть 3), страница 71Золотая ветвь (Часть 3), страница 72Золотая ветвь (Часть 3), страница 73Золотая ветвь (Часть 3), страница 74Золотая ветвь (Часть 3), страница 75Золотая ветвь (Часть 3), страница 76Золотая ветвь (Часть 3), страница 77Золотая ветвь (Часть 3), страница 78Золотая ветвь (Часть 3), страница 79Золотая ветвь (Часть 3), страница 80Золотая ветвь (Часть 3), страница 81Золотая ветвь (Часть 3), страница 82Золотая ветвь (Часть 3), страница 83Золотая ветвь (Часть 3), страница 84Золотая ветвь (Часть 3), страница 85Золотая ветвь (Часть 3), страница 86Золотая ветвь (Часть 3), страница 87Золотая ветвь (Часть 3), страница 88Золотая ветвь (Часть 3), страница 89