в древней Ирландии на престол не должен был вступать король с каким-либо телесным недостатком. Поэтому, когда великий король Кормак-Мак-Арт из-за несчастного случая лишился глаза, он тут же отрекся от престола.
К северо-западу от Абомея, древней столицы Дагомеи, находится царство Ойо. «Ойо правит абсолютный монарх, власть которого не уступает власти царей Дагомеи, хотя он подчиняется одному странному и унизительному местному предписанию. Когда народ недоволен правлением (нередко недовольство искусственно возбуждается в нем происками недовольных приближенных царька), он посылает к царю посольство, которое уверяет его, что бремя царства его утомило, что теперь ему самое время отдохнуть от забот и немножко выспаться. Полномочия посольства удостоверяются яйцами попугаев, приносимыми в подарок царьку. Монарх благодарит подданных за проявленную заботу, удаляется в свои покои как бы на отдых и там отдает женам приказ задушить себя. Приказ немедленно приводится в исполнение. После этого на трон всту-, пает сын покойного и удерживает бразды правления в руках / до тех пор, пока пользуется одобрением народа». Однако в 1774 году правитель Ойо, которого его приближенные попытались низложить обычным способом, наотрез отказался принять принесенные в подарок яйца попугая и заявил, что он не только не желает уснуть, но, напротив, полон решимости печься о благе своих подданных. Пораженные и возмущенные подобным упрямством, приближенные подняли восстание, которое было подавлено с большим кровопролитием. Благодаря этому смелому шагу правитель Ойо освободился от тирании советников и подал своим преемникам пример для подражания. Впрочем, древний обычай просуществовал до конца XIX столетия. В 1884 году один католический миссионер писал, что обычай этот продолжает оставаться в силе. Другой миссионер в 1881 году следующим образом описывал соответствующий обычай племен эгба и йоруба в Западной Африке: «Одним из любопытнейших обычаев в здешних краях является обычай суда над правителем и его казни. Если местный князек превысил свою власть и заслужил тем самым ненависть народа, на одного из его советников возлагается тяжкая обязанность предложить ему «идти спать» или, проще говоря, принять яд ) i умереть. Если в последний момент правителю недостает мужества, он может принять яд из рук друга. Между тем советники правителя, сохраняя случившееся в тайне, исподволь готоят народ к известию о смерти князька. Почти то же самое •имеет место и у йоруба. Когда у правителя Ойо рождается сын, с правой ноги новорожденного делают глиняный слепок. Хранится он в доме старейшины племени. Стоит правителю |нарушить обычаи страны, как к нему приходит посланник и, Ени слова не говоря, показывает глиняный слепок. Значение [этого жеста хорошо известно правителю — пришло его время принять смертельную дозу яда и уснуть». Жители древней Пруссии считали своим верховным властителем человека, правившего ими от имени бога и носившего титул «уста бога». Когда этот властитель заболевал и становился дряхлым; для него насыпали холм из веток кустарника и соломы, и владыка, если он дорожил своим добрым именем, взбирался на него и произносил длинную проповедь, в которой призывал народ почитать богов и обещал заступиться перед ними за соплеменников. Затем он поджигал костер головней от вечного огня, го-jpesuiero перед священным дубом, и исчезал в языках пламени. Правители, предаваемые смерти по истечении установленного срока. В приведенных примерах народ оставляет божественного правителя или жреца в должности до тех пор, пока некий внешний признак, видимый симптом наступающей старости и дряхлости не послужит ему сигналом, что правитель или жрец не в силах более исполнять священные функции. Но предавать правителя смерти до появления указанных симптомов запрещалось. Однако другим народам более безопасным пред-|ставлялось не дожидаться признаков телесной немощи, а умерщвлять правителя в полном расцвете сил. Такие народы ограничивают монархическое правление определенным сроком, по истечении которого властитель должен умереть; причем срок правления устанавливают непродолжительный, чтобы не допустить физической деградации избранника. В некоторых районах Южной Индии правителя выбирали сроком на 12 лет. По сообщению одного старого путешественника, в провинции Куилакар «есть языческий храм, а в нем находится высокочтимый идол; раз в 12 лет в его честь устраивается роскошное пиршество, нечто вроде юбилейного торжества, на которое созываются все здешние язычники. Этот храм владеет большим количеством земли и получаетЗолотая ветвь (Часть 3), страница 1Золотая ветвь (Часть 3), страница 2Золотая ветвь (Часть 3), страница 3Золотая ветвь (Часть 3), страница 4Золотая ветвь (Часть 3), страница 5Золотая ветвь (Часть 3), страница 6Золотая ветвь (Часть 3), страница 7Золотая ветвь (Часть 3), страница 8Золотая ветвь (Часть 3), страница 9Золотая ветвь (Часть 3), страница 10Золотая ветвь (Часть 3), страница 11Золотая ветвь (Часть 3), страница 12Золотая ветвь (Часть 3), страница 13Золотая ветвь (Часть 3), страница 14Золотая ветвь (Часть 3), страница 15Золотая ветвь (Часть 3), страница 16Золотая ветвь (Часть 3), страница 17Золотая ветвь (Часть 3), страница 18Золотая ветвь (Часть 3), страница 19Золотая ветвь (Часть 3), страница 20Золотая ветвь (Часть 3), страница 21Золотая ветвь (Часть 3), страница 22Золотая ветвь (Часть 3), страница 23Золотая ветвь (Часть 3), страница 24Золотая ветвь (Часть 3), страница 25Золотая ветвь (Часть 3), страница 26Золотая ветвь (Часть 3), страница 27Золотая ветвь (Часть 3), страница 28Золотая ветвь (Часть 3), страница 29Золотая ветвь (Часть 3), страница 30Золотая ветвь (Часть 3), страница 31Золотая ветвь (Часть 3), страница 32Золотая ветвь (Часть 3), страница 33Золотая ветвь (Часть 3), страница 34Золотая ветвь (Часть 3), страница 35Золотая ветвь (Часть 3), страница 36Золотая ветвь (Часть 3), страница 37Золотая ветвь (Часть 3), страница 38Золотая ветвь (Часть 3), страница 39Золотая ветвь (Часть 3), страница 40Золотая ветвь (Часть 3), страница 41Золотая ветвь (Часть 3), страница 42Золотая ветвь (Часть 3), страница 43Золотая ветвь (Часть 3), страница 44Золотая ветвь (Часть 3), страница 45Золотая ветвь (Часть 3), страница 46Золотая ветвь (Часть 3), страница 47Золотая ветвь (Часть 3), страница 48Золотая ветвь (Часть 3), страница 49Золотая ветвь (Часть 3), страница 50Золотая ветвь (Часть 3), страница 51Золотая ветвь (Часть 3), страница 52Золотая ветвь (Часть 3), страница 53Золотая ветвь (Часть 3), страница 54Золотая ветвь (Часть 3), страница 55Золотая ветвь (Часть 3), страница 56Золотая ветвь (Часть 3), страница 57Золотая ветвь (Часть 3), страница 58Золотая ветвь (Часть 3), страница 59Золотая ветвь (Часть 3), страница 60Золотая ветвь (Часть 3), страница 61Золотая ветвь (Часть 3), страница 62Золотая ветвь (Часть 3), страница 63Золотая ветвь (Часть 3), страница 64Золотая ветвь (Часть 3), страница 65Золотая ветвь (Часть 3), страница 66Золотая ветвь (Часть 3), страница 67Золотая ветвь (Часть 3), страница 68Золотая ветвь (Часть 3), страница 69Золотая ветвь (Часть 3), страница 70Золотая ветвь (Часть 3), страница 71Золотая ветвь (Часть 3), страница 72Золотая ветвь (Часть 3), страница 73Золотая ветвь (Часть 3), страница 74Золотая ветвь (Часть 3), страница 75Золотая ветвь (Часть 3), страница 76Золотая ветвь (Часть 3), страница 77Золотая ветвь (Часть 3), страница 78Золотая ветвь (Часть 3), страница 79Золотая ветвь (Часть 3), страница 80Золотая ветвь (Часть 3), страница 81Золотая ветвь (Часть 3), страница 82Золотая ветвь (Часть 3), страница 83Золотая ветвь (Часть 3), страница 84Золотая ветвь (Часть 3), страница 85Золотая ветвь (Часть 3), страница 86Золотая ветвь (Часть 3), страница 87Золотая ветвь (Часть 3), страница 88Золотая ветвь (Часть 3), страница 89