которой в том, что припоминание в ней основывается на мыслительной операции «Наложение образов». Тем самым она отличается от всей рассмотренной ранее техники. Рассмотрим эту технику подробнее.
В таблице правильных ответов на экзаменационные билеты по правилам дорожного движения вертикальный столбец содержит номера билетов. Их обычно 88. Цифры горизонтального столбца — это номера вопросов (картинок) в каждом билете. В одном билете 10 картинок-вопросов. В каждом вопросе написаны варианты ответов. Их не более пяти. И только один из них — правильный. Вот эти правильные ответы и заполняют всю таблицу.
Например, номер правильного ответа на 3-й вопрос билета номер 2 — 1. Номер правильного ответа на 7-й вопрос билета номер 3 — 3.
Техника запоминания следующая. С цифрой вертикального столбца (1) образуется сразу десять ассоциаций (на один и тот же образ). Числа, которые связываются с единицей, составляются из цифр номеров вопросов и цифр номеров ответов. Например: 11, 23, 32, 41, 55, 63, 74, 81, 93, 04 (десятый вопрос мы обозначаем нулем вместо десяти). Таким образом, создаются последовательно следующие ассоциации:
1 - 11, 1 - 23, 1 - 32, 1 - 41, 1 - 55, 1 - 63, 1 - 74, 1 - 81, 1 - 93, 1 - 04.
Может показаться, что вспомнить такую путаницу ассоциаций на одном образе невозможно. Тем не менее, эти ассоциации сохраняются в мозгу. Но чтобы считать их, нужно применить «хитрую» технику припоминания. Она следующая. Например, нужно ответить на вопрос: «Какой правильный ответ седьмого вопроса первого билета?» Для поиска информации в памяти вы выводите в сознание образный код единицы (еж) и на его фоне начинаете перебирать образы от 71 до 75 (71, 72, 73, 74, 75). Как только вы приложите к образу «Еж» образ «Сачок» (74), на еже усилится ранее образованная ассоциация и вы сразу почувствуете уверенность, что число 74 — искомое. В этом числе цифра 7 означает номер вопроса, а цифра 4 — номер правильного ответа.
Эта техника интересна и чисто теоретически. Она наглядно показывает голографический принцип работы памяти.
Если в ГАИ билеты разрезали и перепутали, тогда вы меняете тактику и в каждой картинке-вопросе выделяете отличительный признак (картинки хорошо запоминаются). К отличительному признаку можно привязать номер правильного ответа.
68. Запоминание вопросов и ответов
Как еще может помочь мнемотехника на экзаменах, где используются принципы программированного опроса учеников? Если только вам в руки попали правильные ответы на вопросы, вы их можете легко запомнить. Экзаменационные вопросники, как правило, выдаются перед экзаменами для самоконтроля при подготовке.
Если вопросы пронумерованы и на каждый вопрос имеется пронумерованный ответ, задача запоминания сводится к запоминанию чисел под порядковыми номерами (1 — 02; 2 — 01; 3 — 04 и т.д.)
В последнее время появились очень хитрые системы программированного опроса (составители которых, по-видимому, знакомы с возможностями мнемотехники). В этих вопросниках вопросы не пронумерованы и их принудительная нумерация невозможна, так как на экзамене выдаются те же вопросы, но разбросанные в беспорядке. И в вариантах ответов на один вопрос могут быть правильными сразу несколько номеров. Например:
«Какие приемы используются на этапе кодирования?»
1. Метод активного повторения.
2. Прием прорисовки.
3. Прием символизации.
4. Буквенно-цифровой код.
5. Техника запоминания телефонов.
Правильные ответы — под номерами 3 и 4. Как их привязать к соответствующему вопросу? Очень просто. Сначала выделите образ из самого вопроса. В данном случае этот вопрос можно обозначить образом «Кодовый замок». С этим образом связывается число 34. Все вопросы (закодированные в образы) необходимо запомнить последовательно, чтобы иметь возможность мысленно их повторять.
При необходимости можно к каждому вопросу привязать сами правильные ответы. В нашем примере на образ вопроса привязываются образы «Сердечко» (прием символизации) и буквы «ГЖ» (буквенно-цифровой код). Ассоциация образуется как и при запоминании телефонных номеров: образ вопроса — основа ассоциации, образы ответов элементы ассоциации.
Конечно, мы не призываем вас сдавать экзамены такими методами. Мнемотехника может использоваться здесь только для страховки. Ведь цель обучения — получение знаний, а не сдача экзаменов.
69. Запоминание секретных чисел
Рассмотрим типичные ситуации.
Жена (муж, родители), пока вы спали, нашла в вашей записной книжке телефонный