следующих приемов:
* метод наводящих ассоциаций (прием символизации, прием кодирования по созвучию, прием образования слова по слогам, прием привязки к хорошо знакомой информации);
* фонетические образные коды;
* прием образования ассоциативной связи (с выделением основы ассоциации).
Многие иностранные слова легко кодируются в образы через русский язык (метод наводящих ассоциаций): ками камин, куби кубик, мими лицо (мимика).
Однако в иностранных языках есть звуки, отсутствующие в русском языке. К таким словам метод наводящих ассоциаций неприменим и используются фонетические образные коды.
В любом языке можно выделить наиболее часто повторяющиеся слоги. В случае с японским языком такими слогами являются звуки азбуки хираганы. Каждому слогу присваивается зрительный образ (КИ кинжал, МО морковка, О обезьянка, КО кольцо). Эти образы следует очень хорошо выучить (качество запоминания образов тестируется карточками). При заучивании образных кодов необходимо прослушивать запись с образцами произношения основных звуков языка. Тогда вы будете произносить звук «КО» не так как в слове «кольцо», а так, как его произносят японцы.
Запоминание слов с помощью фонетических образных кодов аналогично запоминанию телефонных номеров с помощью образных кодов двузначных чисел. Они позволяют очень точно запомнить произношение, и запоминание осуществляется достаточно быстро, так как из процесса запоминания исключается этап кодирования.
Применение тех или иных приемов для кодирования слов в образы зависит от запоминаемого слова. При запоминании одного слова могут свободно комбинироваться все вышеперечисленные приемы.
Примеры кодирования слов в образы:
* акай (красный) — на штоке красного флага — магнитофон фирмы «Акай»;
* нива (сад) — под яблоней стоит автомобиль «Нива»;
* хон (книга) — на книжке модель мотоцикла «Хонда»;
* миру (смотреть) — ассоциация «Бинокль глобус»;
* хаха (мама) — ваша мама с двумя халатами в руках (образные коды ха, ха);
* цукуэ (стол) — на разные части образа «Стол» запомните три образных кода — цунами, кулак, этажерка (коды цу, ку, э);
* утау (петь) — на разные части образа «Микрофон» запомните образные коды — ухо, таракан, ухо (у, та, у);
* сара (тарелка) — на образе тарелки разместите образные коды — сахар, ракета (са, ра);
* нацу (лето) — на образе «Теннисная ракетка» запомните два образных кода — наперсток и цунами (на, цу).
Запоминание последовательности ассоциаций
Запоминаемые слова выпишите в две колонки. В левой — русское слово. В правой — иностранное.
Разбейте список слов на короткие последовательности (по 8-10 в каждой).
Переведите русские слова в образы (левая колонка) и запомните каждую короткую последовательность приемом «Матрешка».
Соберите короткие последовательности в блок, запомнив дополнительно первые образы каждой последовательности (например, на разные подобразы образа, выделенного методом Цицерона).
На зафиксированный в памяти блок образов запомните произношение этих образов на иностранном языке. Для этого последовательно вспоминайте образы блока, представляя каждый образ крупно. На этих образах зафиксируйте произношение приемом записи на разные части образа. Кодирование звучания в образы осуществляйте методом наводящих ассоциаций и фонетическими образными кодами.
Пример запоминания слов:
волосы ками;
уши мими;
шея куби;
зубы ха;
нога ащи;
плечи ката
1. Выписываем слова в две колонки короткими последовательностями.
2. Запоминаем последовательность образов левой колонки приемом «Матрешка», связывая образы в ассоциации попарно.
3. Вспоминаем образы по одному и с помощью ассоциаций прикрепляем к основным образам образы-метки, в которых кодируем произношение слов:
волосы - ками(н);
уши - мими(ка) образ лица;
шея - куби(к);
зубы - халат (образный код «ха»)
ноги - буква «А» и щи
плечи - ката(лка)
Теперь вы можете последовательно вспомнить образы и их произношение на японском языке. С этого момента начинается второй этап запоминания иностранных слов, т.е. образование прямой связи между образом и его произношением на иностранном языке.
Слова в нашей памяти не хранятся изолированно. Они запоминаются «пачками»: фразами, словосочетаниями, предложениями. Некоторые закономерности двигательной памяти имеют силу и в речевой памяти. Так, хорошо известно, что если какое-то действие (программа