образы, в которых закодируйте другие элементы информационного сообщения: «На улье сверху лежит фосфор (878), посередине — разводной мост (Петербург), внизу — повар с трещоткой (Трепов)».
Психологическое толкование смысловой связи следующее: образовать смысловую связь это значит соединить вместе ранее разобщенные образы. Действительно, в последнем примере мы не запомнили новых образов, все образы нам хорошо знакомы. Но сочетание этих образов — новое.
Из одних и тех же элементов информации можно получить большое количество информационных сообщений всего лишь путем изменения связей между этими элементами. Телефонные номера — 226-35-23, 226-23-35, 235-23-26, 223-26-35 — состоят из одинаковых элементов (26, 35, 23), однако это различная информация.
Информация для нашего мозга — это связи. Мозг можно сравнить с конструктором «Лего». Из ограниченного количества элементов (генетически запрограммированная система восприятия) можно получить неограниченное количество конструкций путем изменения связей между этими элементами.
Объем нашего сознания ограничен именно потому, что мозг, воссоздавая информацию, собирает ее из готовых элементов. Для того, чтобы вспомнить что-то другое, мозгу необходимо предварительно разобрать предыдущую конструкцию. Из освободившихся элементов может быть собрана любая новая.
Принцип функционирования памяти человека немного напоминает процесс архивации (сжатия) данных в современных компьютерах. Отдельные элементы информации не запоминаются мозгом. Запоминается «Схема сборки», т.е. связи между этими элементами. Память, функционирующая по такому принципу, обладает практически неограниченной емкостью. Действительно, попробуйте подсчитать, сколько различных конструкций вы сможете собрать из шестисот деталей конструктора «Лего» при условии, что каждый раз вы будете разбирать предыдущую конструкцию, то есть при условии, что в вашем распоряжении всегда будут все 600 деталей?
Обратите внимание, что мнемотехника даже не рассматривает саму возможность запоминания отдельных элементов информации (так как это противоречит принципам работы памяти). Мнемотехника обучает вас создавать подробные «Схемы сборки» информационных сообщений, своеобразные «Чертежи», по которым собирается информация. По существу, любые образуемые вами связи смысловые, так как являются «схемой», по которой мозг сможет в будущем воссоздать информацию, например, тот же телефонный номер.
Так как основной принцип функционирования памяти многим кажется парадоксальным, еще и еще раз обращаем ваше внимание на аналогию памяти с конструктором. Память — это не склад готовых конструкций. Это «Сборник чертежей-связей», по которым собираются конструкции из ограниченного количества простых элементов.
Пусковыми стимулами, запускающими процесс генерации информации (воспоминание), в норме являются сигналы извне, сигналы от внутренних органов, а также генетически запрограммированные периодические скачки внимания (нормальная неустойчивость внимания), выражающиеся в генерации случайных образов, которые, в свою очередь, запускают случайные воспоминания.
Мнемотехника позволяет сознательно управлять процессами запоминания и припоминания. Эти процессы в норме контролируются с трудом и сильно зависят от внешних стимулов.
56. Наполнение структуры
Вам уже известно, что мнемоника возникла в древности как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства). Учителя риторики хорошо знали слабые места человеческой памяти:
* память работает по ассоциативному принципу и для припоминания информации необходим какой-то стимул извне, например, наводящий вопрос; механизмы фиксации последовательности информации в мозгу отсутствуют;
* точные сведения (числовая информация, даты, фамилии, названия, знаки) запоминаются мозгом с большим трудом, так как подобная информация не вызывает в мозгу образных представлений.
Роль мнемоники в ораторском искусстве заключается в компенсации именно этих природных «недоделок» памяти человека.
Ответ ученика на уроке или на экзамене можно рассматривать как небольшое публичное выступление, при этом, как правило, выступление в режиме монолога.
Психологи различают два режима речи: диалоговый и монологовый. Диалоговым режимом в совершенстве владеет каждый. Когда человек разговаривает по телефону, речь льется плавно и без остановок. Однако когда школьник выходит к доске, можно наблюдать совершенно иную картину ...
Когда вы беседуете с кем-то, ваша память постоянно активизируется