кинетической энергии.
Е = m V2/2
Присвоим образные коды символу Е, символу m, символу V. Обозначим энергию образом «Ракета», массу — «Гантелей», скорость — «Стрелой». Чтобы знать, что это кинетическая энергия, введем какие-нибудь образы, выделенные из слова «кинетика» — кинетика кинжал зонтик. Сразу прикрепляем эту ассоциацию к ракете. Далее выделяем из образа «Ракета» какой-нибудь подобраз. Пусть это будет «Космонавт в скафандре». Выделим в этом образе необходимое количество подобразов: «Шлем скафандра», «Стекло скафандра», «Кислородный баллон», «Пояс», «Ботинки», «Каблук ботинка».
Нам осталось записать на эти подобразы последовательно (сверху вниз) образные коды знаков и физических понятий. Образуем ассоциации: «Шлем скафандра» «Гантели»; «Стекло скафандра» «Ножницы»; «Кислородный баллон» «Стрела»; «Пояс» «Картина»; «Ботинок» «Очки»; «Каблук» «Яд». Запомнившаяся картинка очень легко расшифровывается. Кинетическая энергия (ракета, кинжал, зонтик — переходим на космонавта) равна: масса (гантели) умноженная (ножницы) на скорость (стрела) в квадрате (картина) и деленная (очки) на два (яд).
36. Метод сжатия информации
Этот метод применяется для запоминания анекдотов, энциклопедических сведений и текстов небольшого объема (в пределах параграфа учебника). При запоминании текстовой информации существуют две основные проблемы.
Первая — как запомнить последовательность изложения текстового материала, не перепутать порядок следования абзацев в тексте.
Вторая — как запомнить содержащуюся в текстовом материале точную информацию.
Этот метод, не обеспечиваят глубокого понимания текстовой информации, позволяет формально запомнить порядок следования смысловых отрывков в тексте.
Мы будем осваивать эту технику последовательно, по принципу «от простого — к сложному». Сначала научимся запоминать отрывки текста, не содержащие точных сведений. Таковыми являются анекдоты. Затем перейдем к отработке запоминания энциклопедических сведений — коротких текстов, содержащих точную информацию. И только после этого мы сможем начать запоминать связанный текст. Как это ни странно выглядит на первый взгляд, но запоминать с помощью мнемотехники последовательность логически не связанных отрывков проще, чем обычный текст. В изолированных отрывках легче выделить смысл и зафиксировать его в памяти.
Рассмотрим метод сжатия информации на простейших текстовых сообщениях — анекдотах.
Шотландец читает книгу. Время от времени он ненадолго гасит свет, а потом снова его зажигает.
- Что ты делаешь? спрашивает жена.
- Переворачивать страницы можно и в темноте.
Схема метода сжатия информации очень проста. Из логически законченного отрывка текста выделяется смысл (главная мысль этого отрывка), которая обозначается образом и запоминается в последовательности с другими образами, обозначающими смысл других отрывков.
Преобразование отрывка в текст
Запоминание последовательности абзацев
Выделим смысл из этого анекдота. Юмор в том, что шотландцы — очень экономные люди и любят считать каждую копеечку. Наша задача - обозначить смысл информационного сообщения очень сжато и коротко, в одном предложении. Например, «Экономный шотландец». Но мы не можем запомнить ассоциативными методами это словосочетание. Поэтому обозначим смысл зрительным образом, который должен быть очень информативным, чтобы мы в дальнейшем могли по нему воспроизвести главную мысль и сам анекдот.
Всем хорошо известны шотландские мужские юбочки в клеточку. Этим образом обозначим шотландца. Он постоянно выключал свет. Следовательно, словесная опора в данном случае будет выглядеть следующим образом: «Настольная лампа с абажуром из материала в клеточку». Этот образ мы легко можем запомнить в последовательности с другими образами.
Список фиксированных образных кодов двузначных чисел от 61 до 80
61 шЛгЖ ЛыЖи 71 СзГж СиГара
62 шЛДт ЛаДья 72 СздТ СиТо
63 шЛКх ЛейКа 73 сЗКх яЗыК
64 шЛЧщ ЛуЧ 74 СзЧщ СаЧок
65 шЛПб ЛуПа 75 сЗпБ ЗуБ
66 ШлшЛ ШиЛо 76 СзшЛ СоЛь
67 шЛСз ЛиСа 77 зСз СоуС
68 шЛВф оЛоВо 78 СзвФ СейФ
69 ШлРц ШаР 79 СзРц СыР
70 СзНм СаНи 80 вФНм ФеН
Упражнения
1. Выполните последовательно психотехнические упражнения «Пальцы», «Дыхание», «Тепло», «Фокусировка», «Буквы», «Активизация памяти», «Мысленная прорисовка», «Манипулирование