Не будем сейчас оценивать абсолютность этого воздействия. Мне важно, чтобы вы оценили для себя, зарегистрировали вот это общее суждение. Как только мы открываем новый тип связи, получаем возможность технологического оперирования.
И тут же возникает тогда вопрос: в каких целях? Можно эту связь укреплять, можно действовать в целях свободы: А! Так это несвобода? Тогда надо научиться быть свободным в этом пространстве. А можно использовать такую связь для того, чтобы, наоборот, закручивать. Это отдельный совершенно случай. Так вот я думаю, что такой вот гуманитарно-технологический фронтир, на котором сейчас происходит развитие, связан с сопоставительной работой по меньшей мере четырех основных концепций, которые по-разному говорят (это я гипотетически утверждаю) по-видимому об одной и той же реальности и связи, связанности, повязанности человека. Все мы только условно расконвоированы, на некоторое время в какие-то моменты переживаем свободу. Что нуждается в сопоставительной проработке?
1. Уже перечисленный, названный мной Выготский со знаковыми опосредованиями.
2. Конечно же Карл Густав Юнг с опосредованностью архетипами.
3. Отец Павел Флоренский, который в аналогичной функции говорил о схемах духа, т.е. о символических структурах некоторых, которые формируют духовно-душевную целостность человека.
4. Разного рода, разных редакций синергетика, которая говорит о такой же повязанности, но уже не символическими и не знаками, а энергийными потоками и структурами.
И вот в той мере, в какой удалось бы ответить, что общего и что различного - что общего в первую очередь, у этих разных способов обуславливания внутреннего через внешнее и наоборот, в той мере мы бы продвинулись в понимании типологии, в понимании того пространства, в котором реализуются разного рода технологии, ибо как я уже сказал, техника - это всегда реализация некоторой структурности, связи, которой мы открываем. Это первое.
Теперь второе суждение, которое состоит в том, что технологии всегда конструкционны. Они имеют дело не с уникальными объектами, а с какими-то конструкциями, а конструкции строятся всегда на какой-то элементной базе. Все технологии конструкционно-элементны. В случае техники, которая здесь стоит - это транзисторы, это радиолампы. Дома состоят из блоков и кирпичей, слова - из букв алфавита, молекулы - из атомов, и т.д., т.е. целое - из частей. Но в отличие от того, как это устроено в природе, морфология в технологиях тоже проектируется. Такое рефлексивно замкнутое отношение. Собственно говоря, элементные базы создаются - вот были изобретены чипы, появился персональный компьютер. Возникает возможность какого-то нового типа элемента, отличающийся по быстродействию, еще по чему-то - возникает нова технология. Это вот элементная база и конструирование.
Какое это имеет отношение к собственно гуманитарным технологиям? Дело в том, что разного рода образы человека они всегда имеют не только какую-то структуру, а каждый раз работают в той или иной элементной базе. Ну например. Для психологов это более чем очевидно, что такой способ моделирования деятельности человеческой психики, когда она состоит из способностей. Их может быть три в простейшем варианте (мышление, память, воля), их может быть 25, но выделяется така единица, как человеческая способность, с которой оперируют педагогические практики, психология и т.д. Затем в символическом абстракционизме роль, которую исполняет человек в разных системных контекстах и сам как бы из этих ролей и состоит. Следующее поколение психотерапий выдвинуло следующую концепцию субличностной психологии, концепцию о частях личности. У человека много-много разных комплексов, не в смысле неполноценности, а целостностей небольших, которые персонифицируясь превращаются в самостоятельную личность. Личность каждого человека устроена из этих субличностей. И т.д.
И этот основной технологический посыл состоит в этом. Тофлер назвал это модульностью человека. Он стал говорить о модульном человеке, модульном в двух смыслах. Он сам является модулем каких-то оргструктур, тот самый винтик, из которого строят государства. И каждый из нас состоит из таких модулей, поскольку в разных контекстах жизнедеятельности мы реализуем себя с разной стороны, представляем какую-то запасную часть себя. И вот технологичность это конструкционность и элементная база. Это один из ее очень существенных признаков.
Но возникает вопрос (и он каждый раз возникает заново) о том способе, которым в новых технологических условиях воспроизводится или не воспроизводится