истощаться, или что там катастрофично, на фоне этой угрозы начинает развиваться отдельный поток мысли.
Так вот скажем социология, как наука, возникла после Великой французской революции, когда вот было - на глазах всего наблюдающего и думающего мира рухнул один старый порядок, произошло радикальное изменение и должен был начаться другой. И на фоне осмысливания этого феномена возникает научный институт. То же самое я думаю было и с экологией. Дело не в натуральности, а в возникновении нового интеллектуального фронта. И это казалось не только природы первой, но и природы второй. То есть культуры и всего культурного достояния. Деградация, исчезновение видов культур приводит к сохранению.
ЖЗ: А вот вы сказали: дальше был третий этап в залоге спасения...
ОГ: Ну это по функции, да.
ЖЗ: А можно это как-то охарактеризовать, как вы дошли до...
ОГ: Давайте это отдельно. Теперь бы я вот сначала произнес кусок, который касается основной проблемы, которая здесь...Основной проблемой вот в том поле гуманитарных технологий, которым вы здесь занимаетесь и с которым я мог познакомиться только по темам ваших занятий, я не знаю, что здесь происходило.
Мое главное суждение на этот счет будет состоять в следующем: как всякая техничность или технологичность, технологичность в гуманитарной сфере связана с определенной зависимостью.
ЧАСТЬ 2. СТОРОНА B
ОГ:...Т.е. с какой-то специфической морфологией. Человек находится в зависимости от чего-то. И вот когда открывается новый вид зависимости, несвободы, тогда возникает возможность новой проектности и новой технологичности. Скажем, ярчайший пример нашего века - это то открытие поля новых психотерапий и психопрактик, возникновением которого мы в первую очередь обязаны интеллектуальному подвигу Зигмунда Фрейда. Существовали традиционные психопрактики (я различаю по силе фигур: опыт, практики и технологии). В традиции, в традиционной психологической культуре всегда существовали какие-то психопрактики. От техники шаманских экстазов, заговаривания зубов и т.д. Еще существовало до момента вступления Фрейда в творческую жизнь французская школа гипноза, которая была уже практикой медицинской. Уже дискуссии прошли в академии французской, они заняли почти 50 лет, и это стало уже признанной медицинской практикой. Но это все еще практики.
Когда открывается, как научный факт реальность бессознательного, тогда появляется возможность построения соответствующих психотехнологий оперирования с этой реальностью. Т.е. что было открыто с бессознательным - было открыто еще одно новое или по-новому осмысленное или вновь открытое измерение человеческой несвободы. Что человек в своих желаниях, чувствах и мыслях именно в тот самый момент, когда ему кажется, что он предельно свободен, как то в любви, в творчестве, в религиозном переживании - именно тогда, говорил Фрейд (сейчас я не буду обсуждать до какой степени это было научно корректно, это тоже целая история), в этих состояниях мы наиболее подвержены или объектным воздействиям, как в случае любви, или проекциям бессознательного, или каким-то иным привхождениям. Каким-то странным образом, не будем сейчас обсуждать, каким, как-то из-внутренне именно в тех состояниях, которые наиболее легки, прозрачны и нами почитаются, как проявления нашей свободы, мы являемся наиболее зависимыми. И мы зависимы именно в силу прозрачности, из-за того, что когда мы смотрим сквозь стекло и не видим его, мы не замечаем, что оказывается за черточки на лице возлюбленной мы принимаем царапины на стекле. И рисунок ее лица совершенно иной, что выясняется, когда стекло разбито.
И вот это открытие зависимости, определенного типа связей, и составляет предпосылку затем, что модели строятся, из некоторого опыта возникает технология. Свободные ассоциации, выявление системы комплексов и т.д. и.т.п. Это общее суждение и я хотел бы, чтобы оно в общем виде было представлено, потому что далее типика гуманитарных технологий связана с тем, какие привхождения в сознание, в нашу волю, переживание, в наши планы, содержание, регистрируются научной и всякой иной мыслью. Настолько, насколько вы представляете, что такое культурно-историческая концепция Выгодского, знаете об обусловленности психики всякого рода знаками и текстами, постольку мы понимаем далее, что оперирование знаковыми структурами и условиями, семиотическое описание этих процессов дает возможность так выстраивать знаковые среды, что человек будет вести себя определенным образом, мыслить определенным образом и чувствовать определенным образом.