Генисаретский О.И.

Лекция на Скамейке ШКП 1998 года

истощаться, или что там катастрофично, на фоне этой угрозы начинает развиваться отдельный поток мысли.

Так вот скажем социология, как наука, возникла после Великой французской революции, когда вот было - на глазах всего наблюдающего и думающего мира рухнул один старый порядок, произошло радикальное изменение и должен был начаться другой. И на фоне осмысливания этого феномена возникает научный институт. То же самое я думаю было и с экологией. Дело не в натуральности, а в возникновении нового интеллектуального фронта. И это казалось не только природы первой, но и природы второй. То есть культуры и всего культурного достояния. Деградация, исчезновение видов культур приводит к сохранению.

ЖЗ: А вот вы сказали: дальше был третий этап в залоге спасения...

ОГ: Ну это по функции, да.

ЖЗ: А можно это как-то охарактеризовать, как вы дошли до...

ОГ: Давайте это отдельно. Теперь бы я вот сначала произнес кусок, который касается основной проблемы, которая здесь...Основной проблемой вот в том поле гуманитарных технологий, которым вы здесь занимаетесь и с которым я мог познакомиться только по темам ваших занятий, я не знаю, что здесь происходило.

Мое главное суждение на этот счет будет состоять в следующем: как всякая техничность или технологичность, технологичность в гуманитарной сфере связана с определенной зависимостью.

ЧАСТЬ 2. СТОРОНА B

ОГ:...Т.е. с какой-то специфической морфологией. Человек находится в зависимости от чего-то. И вот когда открывается новый вид зависимости, несвободы, тогда возникает возможность новой проектности и новой технологичности. Скажем, ярчайший пример нашего века - это то открытие поля новых психотерапий и психопрактик, возникновением которого мы в первую очередь обязаны интеллектуальному подвигу Зигмунда Фрейда. Существовали традиционные психопрактики (я различаю по силе фигур: опыт, практики и технологии). В традиции, в традиционной психологической культуре всегда существовали какие-то психопрактики. От техники шаманских экстазов, заговаривания зубов и т.д. Еще существовало до момента вступления Фрейда в творческую жизнь французская школа гипноза, которая была уже практикой медицинской. Уже дискуссии прошли в академии французской, они заняли почти 50 лет, и это стало уже признанной медицинской практикой. Но это все еще практики.

Когда открывается, как научный факт реальность бессознательного, тогда появляется возможность построения соответствующих психотехнологий оперирования с этой реальностью. Т.е. что было открыто с бессознательным - было открыто еще одно новое или по-новому осмысленное или вновь открытое измерение человеческой несвободы. Что человек в своих желаниях, чувствах и мыслях именно в тот самый момент, когда ему кажется, что он предельно свободен, как то в любви, в творчестве, в религиозном переживании - именно тогда, говорил Фрейд (сейчас я не буду обсуждать до какой степени это было научно корректно, это тоже целая история), в этих состояниях мы наиболее подвержены или объектным воздействиям, как в случае любви, или проекциям бессознательного, или каким-то иным привхождениям. Каким-то странным образом, не будем сейчас обсуждать, каким, как-то из-внутренне именно в тех состояниях, которые наиболее легки, прозрачны и нами почитаются, как проявления нашей свободы, мы являемся наиболее зависимыми. И мы зависимы именно в силу прозрачности, из-за того, что когда мы смотрим сквозь стекло и не видим его, мы не замечаем, что оказывается за черточки на лице возлюбленной мы принимаем царапины на стекле. И рисунок ее лица совершенно иной, что выясняется, когда стекло разбито.

И вот это открытие зависимости, определенного типа связей, и составляет предпосылку затем, что модели строятся, из некоторого опыта возникает технология. Свободные ассоциации, выявление системы комплексов и т.д. и.т.п. Это общее суждение и я хотел бы, чтобы оно в общем виде было представлено, потому что далее типика гуманитарных технологий связана с тем, какие привхождения в сознание, в нашу волю, переживание, в наши планы, содержание, регистрируются научной и всякой иной мыслью. Настолько, насколько вы представляете, что такое культурно-историческая концепция Выгодского, знаете об обусловленности психики всякого рода знаками и текстами, постольку мы понимаем далее, что оперирование знаковыми структурами и условиями, семиотическое описание этих процессов дает возможность так выстраивать знаковые среды, что человек будет вести себя определенным образом, мыслить определенным образом и чувствовать определенным образом.