жанр - сценарное проектирование - в отличие от собственно дизайнерских художеств. Или иногда это называлось каким-то культурологическим консультированием этих сценарных проектов. И вот эта линия проектного отношения к реальности, идущая от технического образования, интеллектуально артикулированная в работе над методологией дизайна, затем дала возможность... в зависимости от того, куда б ты дальше ни попадал, разворачивалась та или ина разновидность проектной деятельности.
Мне довелось в 80-е годы служить в Институте экономических проблем развития Москвы заведующим сектором социальной инфраструктуры, и это был первый серьезный опыт ощущения негативных последствий, негативных пределов проектного отношения и вообще возможностей осуществлени проектирования. Когда мы делали прогноз того, что будет происходить с социальными инфраструктурами города Москвы, я для себя понял, что ни мне, ни моим детям в этом городе при той структуре власти, котора была, в принципе ничего не светит. Ни в смысле получения жилья, потому что его не будет по объемам, ни прочих всяких услуг и благ, которые город должен человеку предоставлять.
Второе ощущение, которое здесь у меня возникло, состояло в том, что в некотором смысле уровень интеллектуальной культуры в разных секторах, в разных сферах общественной жизни, в разных ведомствах всегда один и тот же. И в этом я неоднократно убеждался. Будь то академия наук или экономическое учреждение типа <...>, или это московская патриархия, в издательском отделе которой я потом служил, или это идеологическое управление номер пять КГБ, или что-нибудь еще, и в принципе эта интеллектуальная материя она перетекает как бы из сосуда в сосуд. Поэтому я никогда не верил, что есть какие-то умы коварные, которые строят планы манипулирования нами, из каких-то там отделов секретных, и что какие-то заговоры возможны там, масонские или еще Бог знает какие, просто по одной простой причине, что есть интеллектуальные ресурсы, они обменные и просто примерно понятно, о чем на каком уровне где думают.
Так вот в этих моссоветовских или городских структурах думали так, что никакие проектные усилия реализованы быть просто не могли. Поэтому я принял решение уйти из этой сферы и к социальной тематике только в постперестроечное время отчасти вернулся. Это тривиальное на самом деле заключение, для социологии знаний или деятельности это все очевидно, что только при определенных структурных условиях в том числе и властных, возможно отправление таких вот авангардных, сильных деятельностей, как проектирование, программирование и т.д. Если, конечно, не брать в расчет, и говоря о гуманитарных технологиях это тоже надо иметь в виду, что очень часто программы, проекты всевозможные заказываются и разрабатываются в абсолютно несвойственных для их природы целей. А именно в целях, которые Георгий Петрович называл формально-демонстрационными.
Я помню неописуемый восторг, который можно было прочесть на лице первого секретаря обкома Калининской (ныне Тверской) области, когда мы сдавали проект музея 'Волга. Верховье'. Вот представляете себе ситуацию, время - сентябрь, уборочная страда. Весь народ озабочен, сколько картошки потеряно на полях, вообще тысячи каких-то дурацких проблем, которыми начальство всегда занято. И вдруг выставляетс проект, например, в данном случае - музей 'Волга, Верховье', или это проект 'Реконструкция городской среды'. Это экспозиция огромная, она красива, и вот начальство смотрит, оно очами видит светлое будущее, которое скоро-скоро нас ожидает, <...>. Проект подписывается, оплачивается и 99 случаях из ста он никогда не реализовывается. И не потому, что он не может реализовываться, а потому, что никто, никогда его и не собирался реализовывать. А просто определенному ведомству нужна проектная обеспеченность, программная обеспеченность. У департамента образования должна быть программа развития образовани региона, страны. У другого департамента - другая программа развити чего-то, или проект чего-то. И это самодостаточная совершенно реальность, и она выполняет роль какую-то странную очень часто. И настаиваю, что это происходит до сих пор. Это во-первых. А во-вторых, у нас страна с избыточным интеллектуальными ресурсами, и всегда найдется пара бойких научных сотрудников, которая настрогает любую программу чего угодно.
Я помню ныне доктор философских наук <...>, который на пятый всемирный социологический конгресс представил такие тезисы: 'О возможности построения коммунизма на отдельно взятой планете'. И самая сильная часть этих тезисов