наделенных разумом'. В IV веке Гарпократион (Harpocration) Александрийский переработал первоначальный текст и сделал адаптированную версию, сохранившуюся в манускрипте Parisinus 2256 (D) под названием 'Терапевтическая книга, пришедшая из Сирии. Гарпократион для своей дочери написал это' и начинающуюся так: 'Текст Гарпократиона Александрийского о естественных качествах животных, растений и камней. В алфавитном порядке расставлены на каждую букву растение, животное пернатое и рыба - и камень, все четверо во взаимной симпатии друг к другу'. Например букву альфа представляют белый виноград (ампелос лейкэ), орел (аэтос), орлиный камень (аэтитес), рыбаорел (аэтос). Следуют их краткие описания и рецепты с ними. По мнению Торндайка, Гарпократион перевел эту книгу с древнесирийского языка. В 1168 (согласно другому указанию - в 1169) году переводчик византийского императора Мануэля
Комнина (Comnenus) упоминает 'Книгу о естественных свойствах, недугах и излечениях', написанную по двум книгам: 'Опыт Киранид Кирануса, Царя Персии' и 'Книги Гарпократиона Александрийского своей дочери'.
В 806 году Жорж Синцель (George Syncellos) впервые упоминает более обширный сборник под общим названием 'Кираниды', в котором 'Киранис' составляет книгу 1, а книги II (о птицах), III (о четвероногих) и IV (о рыбах) под общим для последних трех частей названием 'Койраниды' составила 'Краткая (синтомос) медицинская книга Гермеса Трисмегиста, написанная согласно астрологической науке (математике) и естественному влиянию животных и обра щеннаяк его ученику Асклепию', отдельно сохранившаяся в манускриптах Parisinus 5202 (М) и Vindobonensis med. gr. 23 (W). 'Киранис' (книга 1) и 'Койраниды' (книги II, III, IV) во многих местах пересекаются.
М. Вельман (Wellmann) и Л. Делатт (Delatte) предполагают существование пятой книги 'Киранид' о камнях. Кроме того, существует еще одна книга из этой серии на ста рофранцузскомg{je, 'Le livre des secrez de nature', возможно, являющаяся шестой книгой 'Киранид'. В ее последнем абзаце есть слова: 'Здесь заканчивается книга тайн природы, составленная Аароном, который затем пошел к Кирему, царю Персии, и затем принес свое произведение в Афины...'
2 Альфонс IX Благородный (годы царствования 1158-1214) или Альфонс Х Кастильский (1252-1284), прозванный Мудрым за свой интерес к наукам, в частности оккультным.
ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ ПО АСТРОЛОГИИ И АСТРОМАГИИ
1 Bouche-Leclercq. Astrologie greque (в дальнейшем будет цитироваться как 'Г. А.'). - Paris, 1899. - С. 462.
2 Псевдо-Манефон, V (VI), v. 10.
3 Матесис, IV.
4 Catalogus Codicum Astrologorum Graecorum (CCAG). - Bruxelles, 1898. - Vlll, 3, с. 93, 8-9.
5 CCAG, Vlll, 2, с. 87, 1 -2.
6 Г. А., с. 185.
7 Матесис, III, далее Фирмик цитирует даже название этого произведения Асклепия: 'Мойрогенезис'.
8 CCAG, VII, 4, с. 95.
9 CCAG, V, 1,с. 204, 17.
10 CCAG, V, 1, с. 188, 23.
11 CCAG, Vlll, 1, с. 187.
12 Знаменитый арабский астролог IX века; CCAG, V, 1, с. 142- 244.
13 Там же, с. 149, 27.
14 Вне сомнений, 'Тон мистерион' Гермеса, упомянутый в каталоге Апомасара, CCAG, 1, с. 84, 14.
15 Матесис, III.
16 CCAG, V, I, с. 209, 2; указанная таблица в манускрипте отсутствует.
17 CCAG, V, 1, с. 188, 23.
18 CCAG, V, 1, с. 75.
19 CCAG, IV, с. 81, 1; V, 3, с. 63.
20 CCAG, VIII, 3, с. 190, 20.
21 CCAG, Vlll, 3, с. 101, 16; VIII, 4, с. 126.
22 М. Steinschneider. Die arabischen uebersetzungen aus dem griechischen. - Leipzig, 1897, параграфы 68-69, 108-109; E. Blochet. Etudes sur le gnosticisme musulman в revista degli studi oriental. I, IV и VI; Gundel. Jahresbericht, c. 125.
23 CCAG, V, I, c. 85; Thomdike, II, 220.
24 Вызывание демонов звезд; CCAG, V, 1, с. 98, 8 и 10; с. 100, 7; 100, 14-101, 15; Thomdike, II, 225-228; ClermontGanneau, Recueil archeol. orientale, VI, c. 356.
25 CCAG, V, 1, с. 102, 10.
26 Там же. с. 102,10-11.
27 Там же, с. 102, 13.
28 'Книга Гермеса' ('Liber Hermetis Trismegisti') - крупнейшее герметическое астрологическое сочинение - обширный астрологический сборник на латинском языке, переписанный и переведенный с более древнего греческого сборника. Некоторые географические названия, такие, как Пирфия, Дакия, могли бы свидетельствовать о том, что последняя редакция была выполнена не ранее конца II в. н.э., но положение 31-й звезды указывает на начало III в. до н.э., а доктрина деканов и управителей градусов, по мнению Фестюжьера, хранилась