* У Менара отсутствует.
Пафия (Венера) (Скотт: Леди Страсти), приносящая брачное ложе, смелый Арэс (Марс), быстрокрылый (Менар: плодовитый) Гермес (Меркурий) и Зевс (Юпитер), первый автор всякого рождения, из которого вышла Природа. Те же планеты унаследовали род людской, и в нас суть Луна, Зевс, Арэс, Пафия, Кронос, Солнце, Гермес. Вот почему нашим жребием суть эфирный дух, слезы, смех, гнев, рождение, слово, сон, желание. Слезы - это Кронос, рождение - Зевс, слово - Гермес, гнев - Арэс, сон - Луна, желание – Киферея (Скотт: Афродита), смех - Солнце: ибо это оно веселит весь qleprm{i ум и весь бесконечный мир. (Стобей, ' Физические эклоги', VI, 14.)
ПОЗДНИЕ ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ* ТЕРТУЛЛИАН, О ДУШЕ
1) Это известно также Меркурию Египтянину, который говорит, что душа, однажды выйдя из тела, не вливается в Душу Вселенной, но остается отдельной, чтобы представить отчет своему Отцу обо всем, что она совершила, когда была в теле (33).
ПСЕВДО-КИПРИАН
2) Гермес Триждывеличайщий также говорит о Едином Боге и учит, что Его нельзя ни постигнуть, ни оценить (6).
* У Менара большинство из них отсутствует; нумерация у Скотта и Фестюжьера совпадает, но у Скотта фрагменты сокращены либо из них только пересказаны мысли Гермеса.
ЛАКТАНЦИЙ, БОЖЕСТВЕННЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ
За) Он (то есть Триждывеличайший) написал книги, и поистине множество книг, касающихся Знания божественных вещей. Он в них провозглашает величие Всевышнего и Единого Бога и употребляет те же имена, что и мы: Господь и Отец. Более того, чтобы воспрепятствовать поискам имени Бога, он говорит, что он (Бог) был 'без имени', поскольку он не нуждается в том, чтобы быть названным особым именем по причине самой своей единственности. Вот его (Гермеса) собственные слова: 'Бог есть единственный, а Единственный не нуждается в имени: ибо Сущий (ТотКоторый-есть) есть без имени' (1,6,4).
36) Гермес, который за свои достоинства и за знание многих искусств (artium: 'ремесел') удостоился имени Триждывеличайший, который, кроме того, превосходит философов и учением, и древностью и которого египтяне чтят как бога, тогда, когда он провозгласил бесконечную похвалу величию Единого Бога, назвал Его Господь и Отец; и он говорит, что Бог есть без имени, так как Он не нуждается в собственном имени, будучи единственным (4).
4а) Не правда ли еще, что сей знаменитый Меркурий Триждывеличайший, которого я упоминал выше, называет Бога не только 'без матери', как Аполлона, но также 'без отца', поскольку Бог не вышел ни из какого иного творца, кроме себя Самого? И действительно, тот, кто родил все вещи, не может быть рожденным никем иным (1,7,2).
46) Ибо Его Самого, Бога-Отца, Творца и Начало вещей, поскольку Он не имеет ни отца ни матери, Триждывеличайший назвал самым справедливым образом 'без отца' и 'без матери', так как Он не был рожден никем иным (4,13,2).
4в) (Кроме того, Гермес сказал), что у Бога нет ни отца, ни матери, поскольку Он вышел из Себя Самого и существует Сам Собой (4).
5а) Что это правда, Триждывеличайший тому поручитель, jnrnp{i, когда он говорит, что очень немногие суть те, кто владеет совершенным учением, назвал среди этих избранных своих родственников (cognatos), Урана, Сатурна, Меркурия (1,11,61).
5б) Триждывеличайший, когда он говорил, что весьма невелико число людей совершенного учения, отнес к этим избраным своих родственников, Урана, Сатурна, Меркурия (14,3).
6) Ибо мир был сотворен божественным Провидением; я ничего не говорю о Триждывеличайшем, который утверждает это' (2,8,48).
7) Сии творения (т. е. творения Бога) видно невооруженным глазом; но как Он их сотворил, этого даже ум не видит, поскольку, по словам Гермеса, смертное не может приблизиться к бессмертному, временное - к вечному, тленное - к нетленному (2, 8, 68).
8а) Это то, чему учит также Гермес, согласно которому человек не только был сотворен Богом и по образу Бога, но он (Гермес) показал также, как искусно Бог создал каждый член человеческого тела, поскольку каждый из них чудесно создан как для практических нужд, так и для красоты (2, 10,
14). (Далее у Скотта - мелкий шрифт. -К. Б.) 86) Однако Гермесу было известно, что человек сотворен и Богом, и по образу Бога (7, 4, 3).
9) (Дьявола) Триждывеличайший называет правителем демонов (daemoniarchen) (2, 14, 6).
10а) Что же касается набожности, он ее называет так: 'Благочестие есть Знание Бога' (2, 15,6).
106) Менар, с. 283. (Далее у Скотта - мелкий шрифт. -К. Б.) В 'Божественных