Но когда эта сущность оставляет разумный смысл, первый после Первого Бога, она принимает Порядок, которым Природа согласовывает сотворенные вещи. Таким образом душа, однажды qnedhmemm` с этими вещами, участвует в их Судьбе, хотя она и чужда их природе. (Стобей, 'Моральные эклоги', VIII, 31.)
XIX*
* Менар: Отрывки из книг Гермеса к Аммону.
1) (Отрывок испорчен. (К. Б.)) Итак, душа есть сущность вечная и разумная, имеющая как мысль свой собственный смысл (логос), который, когда она соединена с телом, привлекает к себе образ мышления гармонии*37 (Менар: сущность души есть движение мысли), но которая, однажды освобожденная от физического тела, пребывает независимая сама в себе, принадлежа сама себе в умопостигаемом мире. Она руководит своим собственным смыслом и приносит существу, приходящему в жизнь, движение, подобное ее собственной мысли и называемое 'жизнью'.
2) Ибо это свойственно душе - давать иным вещам нечто подобное тому, что присуще ей.
3) Существует два вида жизни и два вида движения. Одно есть движение согласно сущности, другое движение – согласно телесной природе, первое - более общее, другое – более частное. То, которое есть согласно сущности,- свободное, другое - принудительное; ибо все подвижное подвержено принуждению того, что им движет.
4) Но движение, которое движет (душой), неразделимо соединено (Фестюжьер: с любовью, несущей его к умопостигаемой сущности) любовью с разумной сущностью. Ведь душа бесплотна, поскольку она чужда физическому телу. Если душа имеет тело, то она не имеет ни смысла, ни мысли – ведь тело лишено мысли. Но (Фестюжьер: именно для того, чтобы причаститься сущности) тело, получив дыхание, становится живым существом.
5) Дух (Скотт: дух жизни) принадлежит телу, смысл - сущности; смысл созерцает Прекрасное, чувственный дух распознает явления. Он разделяется между органами ощущений, и как его части существуют видящая его часть (Менар: духовное зрение), дух слуховой, обонятельный, вкусовой, касательный. Этот дух, когда он стал тождественным мышлению (дианойас; Менар: мысли; Скотт: дискурсивному мышлению), распознает (Менар: ощущения; Скотт: верно; Фестюжьер: будучи сам чувственным); в противном случае он имеет только призрачные представления.
6) Ибо он принадлежит телу и принимает все, рассудок (логос) же, напротив, принадлежит сущности и судит осторожно (Менар: смысл сущности есть суждение). С рассудком естественно соединено Знание божественного, с духом - мнение.
7) Дух черпает свою силу из обволакивающего мира (Скотт допускает: из атмосферы), душа же - из себя самой. (Стобей, 'Физические эклоги', LII, 6.)
XX1) Итак, душа есть сущность бесплотная, так как если бы она имела тело, она не могла бы остаться самой собой. Всякое тело нуждается в существовании, оно нуждается также и в жизни, которая состоит в упорядоченной последовательности (Скотт: которая пребывает в душе). (Далее у Скотта – мелкий шрифт. - К. Б.)
2) Все то, что рождается, должно иметь последующее старение (Скотт: разрушение): ведь все родившееся начинает расти, а за ростом следует уменьшение и разрушение.
3) Существо есть живое и существует в действительности, если оно получает душу. Но то, что есть причина существования иных вещей, прежде всего должно существовать само по себе (Скотт: быть действительным (real) в высочайшей степени). Под. существовать я имею в виду 'быть наделенным смыслом [лого: рассудком? Менар: становиться в смысле) и участвовать в разумной жизни' (Скотт: Под действительностью (reality) я имею в виду 'участвовать в жизни'). А разумную жизнь дает душа.
4) То, что рождается, мы называем живое по причине его души, наделенное рассудком (логикон) - по причине его рассудочной части, смертное по причине его тела. Душа же бесплотна, она сохраняет свою нерушимую силу. Как можно было бы говорить о живом, если бы не существовало сущности, которая давала бы жизнь? Нельзя было бы говорить и о наделенном рассудком, если бы не было разумной сущности, которая давала бы разумную жизнь.
5) Однако разумная часть души проявляется не у всех по причине строения тела согласно гармонии. Если в теле избыток горячего, то человек становится легким* 38 и пылким; если избыток холодного, то он становится тяжелым и медлительным. Природа составляет тело согласно гармонии.
6) Существует три вида гармонии: гармония согласно горячему, гармония согласно холодному и гармония середины - Природа согласует ее со звездой*39, господствующей в сочетании звезд. И душа, взяв во владение тело согласно