ЦЗИHЬГАH БОЖОБОЛОМИ ЦЗИH

АЛМАЗHАЯ СУТРА

в дар и если другой

человек извлечет из этой праджняпарамита-сутры хотя бы одну гатху в четыре стиха, заучит,

прочтет, изучит и проповедует ее другим людям, то количество благости счастья, полученного в

первом случае, не составит и одной сотой благости счастья, полученной за второе даяние, не

составит и одной стомиллиардной этой благости счастья, и количество их даже нельзя будет

сравнить. Субхути, как ты думаешь, ты ведь не говоришь, что у Так Приходящего есть такая мысль:

'Я переправлю [в нирвану] все существа'. Субхути, нельзя иметь такую мысль. И по какой

причине? В действительности нет никаких существ, которых переправлял бы Так Приходящий.

Если бы были существа, которых переправлял бы Так Приходящий, то тогда существовали бы и

'Я', и 'человек', и 'существо', и 'долгожитель'. Субхути, когда Так Приходящий говорил, что есть

'Я', тогда это не значило, что есть 'Я'. Однако обыкновенные люди считают, что есть 'Я'. Субхути,

когда Так Приходящий говорил об обыкновенных людях, то это тогда означало не-обыкновенных

людей. Это и именуется обыкновенными людьми. Субхути, как ты думаешь, можно ли различить

Так Приходящего по наличию тридцати двух признаков?' Субхути сказал: 'Это так, это так, можно

различить Так Приходящего по наличию тридцати двух признаков'. Будда сказал: 'Субхути, если

различать Так Приходящего по наличию тридцати двух признаков, то и Совершенный Государь,

Поворачивающий Колесо, был бы Так Приходящим'. Субхути сказал Будде: 'О Превосходнейший в

мире, если я уяснил смысл того, что проповедовал Будда, то не следует различать Так Приходящего

по наличию тридцати двух признаков'.

Тогда Превосходнейший в мире произнес гатху:

'Если кто-либо по цвето(форме) распознает меня или по звучному голосу ищет меня, то этот

человек находится на ложном пути. Ему невозможно увидеть Так Приходящего'.

'Субхути, если есть у тебя такая мысль: 'Так Приходящий благодаря совокупности признаков

обрел аннутара-самьяк-самбодхи', - то, Субхути, не имей такой мысли. Так Приходящий не по

причине наличия совокупности признаков обрел аннутарасамьяк-самбодхи.

Если, Субхути, у тебя есть следующая мысль: 'Возымевшие мысли об аннутара-самьяк-

самбодхи проповедуют обо всех 'законах', что они прекращают и уничтожают образы', - то не

имей такой мысли. И по какой причине? Возымевшие мысли об аннутара-самьяк-самбодхи никогда

не проповедуют о 'законах', что они прекращают и уничтожают образы. Субхути, если бодхисаттва

наполнит весь мир семью сокровищами в таком количестве, сколько песчинок в Ганге, и таким

образом совершит даяние, и если какой-нибудь человек постигнет, что все 'законы' лишены 'Я', и

через это обретет совершенство в терпении, то счастье, полученное этим бодхисаттвой, превзойдет

заслуги предыдущего. И по какой причине? По причине того, что бодхисаттвы, Субхути, через это

не получают благости счастья'. Субхути сказал Будде: 'Скажи, о Превосходнейший в мире, как это

бодхисаттвы не получают благости счастья?' - 'Субхути, бодхисаттве не следует быть алчным по

отношению к заслуженной им благости счастья. По этой причине и называют это не-получением

благости счастья.

Субхути, если кто-нибудь говорит, что Так Приходящий пришел, или ушел, или сидит, или

лежит, то этот человек не понимает смысла проповеданного мною. И по какой причине? Так

Приходящий ниоткуда не приходит и никуда не уходит, поэтому его и именуют Так

Приходящим*37. Если добрый муж или добрая женщина превратит в пыль три тысячи большой

тысячи миров, то, как ты думаешь, много ли будет пылинок в таком скоплении?' - 'Чрезвычайно

много, Превосходнеший в мире. И по какой причине? Если бы скопления пылинок в

действительности существовали, то Будда отнюдь не говорил бы, что это скопления пылинок. И

каким образом? Когда Будда проповедовал о скоплениях пылинок, то тогда это были не скопления

пылинок. О Превосходнейший в мире, когда Так Приходящий проповедовал о трех тысячах

большой тысячи миров, то это были не-миры, это и именуют мирами. И по какой причине? Если бы

миры в действительности существовали, то это был бы 'образ их гармонии в единстве'. Когда Так

Приходящий проповедовал 'об образе их гармонии в единстве', то он не был 'образом их гармонии

в единстве'. Это и называют 'образом их гармонии в единстве'.- 'Субхути, 'образ их гармонии в

единстве' является тем, о чем нельзя проповедовать, однако обыкновенные люди алчны до всех

таких дел.

Субхути, если люди будут говорить, что Так Приходящий проповедовал воззрения