созидательной энергии, проявляющейся в форме ин и янь (Лао-цзы), жизненным содержанием живущего
(Хуайман-цзы), жизненной силой, возникающей на основе правильных моральных представлений (Менций),
движущей силой, пронизывающей все сущее (Куан-цзы).
Термин ki никогда не был четко определен. Иногда она приравнивалась к чистому пространсту (пустоте)
или отсутствию сущности (Лао-цзы), в других случаях - к созидательной энергии, возникающей из хаоса (Чуанг-
цзы). Она рассматривалась некоторыми философами как двойственный принцип, определяющий структуру
вселенной. Так, аспект легкости в ki становился Небом, а небесная ki становилась солнцем. Аспект тяжести в ki
усиливался, становясь Землей, и из земной ki рождалась вода. Эта двойственность внесла в ki понятия ин и
янь, темноты и света, на основе чего возникла теория пяти стихий и основные концепции Книги Перемен.
В теории пяти стихий Дерево и Огонь относятся к светлой стороне ki, металл и вода - к темной стороне ki,
а Земля, как считают, находится посередине. Изменения климата и счастья людей могут быть предсказаны по
приливам и отливам, гармоничной и антагонистической работе пяти стихий. В Книге Перемен сплошная линия (
) символизирует янь, а пунктирная линия (---) - ин, и их разные сочетания образуют восемь тройных комбинаций,
соответствующих состояниям созидания, чувствительности, под`ема, нежности, опустошения, нервозности,
спокойствия и радости. Для целей предсказания они могут быть прочитаны и истолкованы как основа различных
явлений. В более широком смысле, принцип ki ассоциировался с работой двойственной системы ин-янь.
Первичный метафизический принцип ki был принесен в Японию в период правления династий Нара (710-
94) и Хейан (794-1185) и был в целом поддержан. Впоследствие на его интерпретацию повлияло внесение
буддизма, распространявшегося из Индии через Китай, в частности концепции предопределния по карме.
Более важно, что идея ki соединялась с естественными взглядами на природу, и она стала
воспринималься как сила, отвечающая за все циклические процессы роста, увядания, цветения и плодоношения
трав и деревьев. Возникли многие сложные слова, непосрественно связанные с этими природными аспектами:
накопление энергии - yo-ki, восстановление жизни - kai-ki, духовная энергия - sei-ki, и т.д. Она была также
отождествлена с мощной демонической силой, контролирующей любовь и ненависть в межличностных
отношениях, и была включена в магическо-религиозную концепцию ин-янь, теорию пяти стихий; отражение
этого можно найти в литературе эпохи Хейан, например 'Сказании о Генджи'.
Наиболее резкие изменения в трактовке и применении понятия ki начали проявляться с развитием класса
самураев начиная с конца перода Хейан. Процесс продолжался в периоды правления династий Камакура (1185
-1336) и Муромахи (1336-1573) и достиг максимума в начале периода Токугава (1603-1868). Самураи, постоянно
ощущающие угрозу смерти на поле боя, понимали ki как храбрость - shi-ki, силу воли - i-ki, решительность - gen-
ki и мужество - yu-ki. Они были также знакомы с понятиями равномерности - hei -ki и накопления энергии - shu-ki,
в основе которых лежит энергия дыхания - ki-soku, основа жизни и смерти.
Во время периода правления династии Токугава, когда Япония получила 300 лет относительно мирного
существования, возникли крупные споры о буджитсу и появилась цель создания теоретической основы
искусства владения мечом с тем, чтобы не допустить его дегенерации и потери им жизненности. В результате
этих дискуссий сформировалась логичная теоретическая концепция ki, а также взгляды на ее философские и
духовные возможности. В последнем направлении произошел возврат и идеям ин и янь.
Напрмер, в известном труде по классическому джиуджитсу, которое тесно связано с современным дзюдо
и имеет черты сходства с айкидо, мы находим следующее высказывание, которое процитируем по Densho
chushaku, труду школы Кито: 'Kito означает под`ем и падение. Под`ем соответствует форме ин, а падение -
форме янь. Победа достигается повторным возвратом к янь и повторным возвратом к ин... Когда враг проявляет
ин, побеждайте за счет янь. Когда суть врага янь, побеждайте за счет ин... Увеличивая могущество разума,