они показывают
игнорирование основного принципа айкидо и неправильное понимание основной черты боевых искусств:
тренировки духа. Если человек, неспособный к самовоспитанию, хочет показать свою физическую силу, и
занятия айкидо привлекают его только для техники борьбы, то его попросят уйти. Без реальных занятий айкидо,
включающих терпение и овладение опытом, попытки ответить на возникающие вопросы не дадут полного
удовлетворения.
Реальные занятия айкидо - это единственный способ постичь его значение и получить какие-либо явные
или неявные преимущества. Для большинства занимающихся айкидо характерен такой процесс - начав с
сомнений и вопросов, приступив к практическим занятиям они постепенно вникают в методы и сущность айкидо.
Затем они начинают ощущать его непреодолимое притяжение и, наконец, в какой-то мере познают его
бездонную глубину. Тот кто прошел этот процесс познает некоторые стороны айкидо как уникального боевого
искусства.
Во-первых, он будет удивлен. Несмотря на кажущуюся 'мягкость' на показательных выступлениях, оно
может быть действительно 'жестким', резким и динамичным, с мощными болевыми замками кисти и прямыми
ударами (atemi). В противоположность возможным представлениям, оно включает некоторые удушающие
приемы, в частности, предназначенные для того, чтобы обезоружить противника и взять его под контроль.
Затем, он будет поражен, узнав насколько, даже на уровне новичка, сложно овладеть базовой техникой и
движениями, такими как страховки при падении (ukemi), правильное определение расстояния (ma-ai), вход (irimi)
и другие движения корпуса (tai-sabaki). Фактически все тело, не только руки или ноги, должно непрерывно
скоординированно двигаться, причем в движениях должны быть скорость, размах и мощность. Для того, чтобы
выполнять движения быстро и мягко, требуется очень высокая степень концентрации и свободы сознания,
сбалансированность и рефлекторность движений.
Он осознает также значение регуляции дыхания, включающей нечто большее, чем нормализацию
дыхания - связь с энергией ki . Мастерство дыхательной силы лежит в основе каждого перемещения и действия
и дает непрерывный поток движения. Более того, как мы увидим далее, оно непосредственно связано с
философскими аспектами будо, разработанными Учителем Уесиба.
Наконец, по мере совершенствования ученика будет удивлять бесконечное количество приемов с
разными вариациями и применением, отличающихся рациональностью и экономичностью движений. Только
после овладения сложными движениями айкидо он поймет центральное значение ki- как индивидуальной
энергии, так и энергии Вселенной. И затем он начнет ощущать глубину и сложность айкидо как боевого
искусства.
Короче говоря, только реальные занятия айкидо могут дать полное понимание основной сущности будо -
постоянная тренировка тела и разума ка основной путь духовного развития человека. Только тогда можно
полностью понять отказ от соревнований и турниров и пользу показательных выступлений, цель которых
показать процесс постоянной тренировки, а не утвердить свою личность.
Гармонизация ki
В последние годы очень сильно возрос интерес к древней концепции ki, хотя в большинстве случаев ее
философские корни игнорируются. Коротко говоря, по сущности ki- энергия как личная так и безличная,
конкретная и абстрактная; это основная созидательная энергия или сила жизни, пересекающая время и
пространство. Далее мы подробнее разберем значение ki, а сейчас задимся вопросом о значении этого
необычного интереса. Я верю, что он отражает глубокую нехватку в современной жизни некоего главного
жизненного компонента, несущей энергию силы, которая может об`яснить смысл и основу существования.
За достижениями науки и техники, как и за успехами в области экономики, скрывается истощение
человеческого духа. Похоже, что в этом судьба современного человека. В глубине материального благополучия,
искусственных удобств и массовой бюрократизации жизни мы видим рост неудовлетворенности и безразличия -
признаков распространяющейся по миру болезни. Более, чем когда-либо в истории, мы нуждаемся в открытии