под руководством бывших
оккупационных сил. Даже в качестве спорта эти боевые искусства привлекали множество людей, как в качестве
участников, так и болельщиков. Это положительный момент, поскольку нельзя отрицать, что молодежь в боевых
искусствах особенно привлекают соревнования и турниры, выявляющие лучшего бойца. Несмотря на эту
тенденцию развития, айкидо отказывается присоединиться к такой системе классификации и остается верным
исходному положению будо: тренировке и развитию духа.
В мире айкидо иногда раздаются отдельные голоса, призывающие к введению турниров и
аргументирующие это необходимостью привлечь большее число занимающихся, чтобы сохраниться в
современное время. Фактически, некоторые занимающиеся айкидо создали самостоятельные школы,
пропагандирующие 'соревновательное айкидо'. Это серьезное дело, поскольку превращение айкидо в другую
форму современного спорта могло бы привести к его включению в национальные спортивные программы и в
будущем, возможно, в программу Олимпийских игр.
Айкидо четко отграничивается от подобных мыслей по очевидной причине: задача айкидо - сохранение
основ будо и духовное развитие боевого искусства в соответствии с первым принципом будо,
сформулированным Учителем Уесиба: постоянная тренировка тела и разума как основной путь духовного
развития человека.
Традиции будо входят в полное соответствие с идеалами Основателя и его положением о Пути,
стремление к этому должно пересиливать все остальные соображения. Истинная причина сохранения айкидо в
современном мире именно в его соответствии идеалам Учителя Уесиба, немотря на то, что люди могут
рассматривать его только как еще одну форму искусства боевых единоборств.
Уникальное положение, занимаемое айкидо и четко отделяющее его как от классического будо, так и от
его современных форм, не может быть правильно понято на основе сложившихся у людей стереотипов боевых
искусств. Этот факт, как и наличие базовых форм и движений, характерных только для айкидо, может создавать
некоторые трудности в популяризации этого искусства.
Рано или поздно все занимающиеся задают вопрос 'Что есть айкидо?'. Даже опытные ученики
затрудняются дать прямой ответ. Более того, люди, которые видят движения и приемы айкидо впервые, бывают
разочарованы или настроены скептически, у них появляются многие вопросы и сомнения. Такие люди могут
быть отнесены к одной из двух групп:
Первая группа включает тех, кто рассматривает айкидо с точки зрения определенных предствлений о
боевых искусствах, сформировавшихся на основе прочитанного или услышанного. Наблюдая показательные
выступления по айкидо, они по существу оказываюся разочарованы, поскольку ожидают демонстрации грубой
силы, единоборства, насилия и даже смертельных приемов. С первого взгляда айкидо с его красивыми
плавными движениями кажется ненасильственным и даже пассивным. Часто раздаются такие комментарии как:
' Все кажется заранее запланированным и похожим на балет', 'в движениях нет переломного момента, высшей
точки', 'в критической ситуации это было бы неэффективно', и т.д. Эти критические высказывания вполне
понятны - они исходят в основном от молодых, ищущих острых ощущений победы и завоевания, или от тех, чьи
стереотипы боевых искусств состоят из стрельбы, ударов, пинков, нанесения ранений и уничтожения людей.
Во вторую группу входят те, кто познакомился с современными формами боевых искусств, особенно с
соревновательными формами, и рассматривает айкидо с точки зрения соревнования. Их критические
высказывания разнообразны: 'Почему в айкидо нет турниров на звание чемпиона, как в дзюдо, карате и кендо?'.
'Почему оно ограничено показательными выступлениями, даже одно из которых производит очень сильное
впечатление?' 'Из-за отсутствия соревнований невозможно отличить более сильного от более слабого,
различить новичков и опытных учеников'. ' Без соревнований никто не будет серьезно заниматься и
тренироваться'. Опять же, эти критические высказывания понятны, поскольку люди хотят видеть у кого лучше
техника и кто сильнее.
Еще один наивный, но часто задаваемый вопрос это: 'Может ли тот, кто изучил айкидо, выиграть