основывается на духе гармонии и содружества, известном как ai-ki.Мы надеемся, что эти
существенные моменты будут переданы жителям Запада на встрече Международной Федерации Айкидо.
Однако, японцы должны помнить, что гордыня может способствовать падению.'
Я подумал, что журналист очень точно прокомментировал интерес Запада к айкидо. Я сам долгое время
чувствовал, что наиболее привлекательна установка на 'этикет и правильное поведение', поскольку, по моим
впечатлениям, большинство занимающихся айкидоимеет правильные представления об этикете и поведении, а
также о том, что называют 'тайнами Востока'. Конечно, не каждый достигает этого уровня. Существуют
различия в системах культуры, и общее восприятие таких понятий как выражения сущности айкидо может быть
лучше у мыслящих учеников-японцев. Но я могу смело сказать, что среди представителей Запада встречается
те, чей интерес к духовным вопросам будо выше чем в среднем у занимающихся айкидо японцев.
Среди занимающихся айкидо французов много людей, глубоко заинтересованных в тренировке дзен,
которые рассматривали айкидо как динамическое проявление дзен.В Англии студенты и выпускники Оксфорда,
Кембриджа и других университетов проявляли большое одобрение идеалов айкидо, выражающихся в его
взгляде на мир и на соединение тела и разума. Многие ученики, которых я встречал в США, ищут в айкидо
тренировки способов самовыражения, а в Германии некоторые видят в айкидо суть япоской культуры и считают
что оно поможет преодолеть надостатки западной цивилизации. Недавно резко возрос интерес к айкидо в юго-
восточной Азии. Одной из причин, похоже, была вера в то, что экономическому расцвету Японии
способствовало укрепление духа, даваемое будо; этот феномен вызвал зависть и интерес.
Эти выводы о причинах интереса людей разных стран к айкидо основаны только на моих личных
впечатлениях, это не результат объективного анализа. В действительности, я должен был достаточно хорошо
уловить причины этого интереса, и в моих выводах, сформировавшихся на основе бесед с иностранцами в
Hombu Dojo и во время моих поездок за рубеж, должна быть доля истины.
Мне представляется, что многие входят в ворота айкидо не простым, а достаточно сложным путем. Это
значит, что многие попадают под впечатление духовности Японии, выражаемой в кооперации и гармонии, и они
идут в айкидо, которое оказывается наилучшим символом этого. Начав заниматься они сразу улавливают
принцип единства тела и разума, природы и вселенной, и продолжают заниматься айкидо всю жизнь. Такой
подход к айкидо приводит к высокоинтеллектуальному восприятию его сути. Возможно, это связано с тем, что на
Западе айкидо привлекает преимущественно образованных, думающих людей и за счет своего интеллекта они
воспринимают айкидо и в его особенности - высшем выражении духовности Японии, и в его универсальности -
красоте и рациональности движений.
Будущее айкидо обеспечено пока все занимающиеся, как японцы, так и иностранцы будут продолжать
серьезно заниматься, делая при этом упор на духовное развитие. Если эти задачи будут выполнены, то все мы
сможем улучшить мир для себя и своих детей. Ибо в этом, в конце концов, цель истинного будо.
Мост к миру и гармонии
В настоящее время мы глубоко озабочены проблемой правильного пути распространения айкидо в мире.
Учитель Уесиба выразил свой взгляд на интернационализацию айкидо так: 'Это будет удивительно. Айкидо - как
мост к миру и гармонии для всего человечества. Первая часть слова, обозначающего боевого искусство - bu
озяачает 'остановить разрушающее оружие' Если бы истинное значение этого было понято людьми всего мира,
ничто не сделало бы меня счастливее. Создатель вселенной, которая является домом для всего человечества,
одновременно и создатель айкидо. Суть японского будо - это просто гармония и любовь. Будет только
естественным, если каждый это признает'.
Некоторые из любимых стихов Основателя отражают ту же мысль: Ai-ki - корень Силы любви Делает рост
любви Вечным. Великая вселенная Создает Путь ai-ki Свет для множества людей Открывающий мир. Эта
красота форм Неба и Земли Есть единое порождение Высокого духа.