Киссомару Уесиба

ДУХ АЙКИДО

в целом было резко отрицательным, айкидо удалось сохранить благодаря школе в Иваме. Сейчас

она называется Ibaraki Dojo и посвящена памяти Основателя.

Основатель долго вынашивал идею создания Айки-центра. То, что это удалось выполнить, причем с

минимальными изменениями, в тяжелый период военных лет и послевоенного хаоса было почти

фантастическим. Основное значение здесь имеет работа Основателя, который нашел возможность уйти от

напряженной жизни в Токио и полностью посвятить себя реализации идеалов истинного будо.

ПУть восстановления айкидо начался в феврале 1948 г. с официальным юридическим утверждением

фелерации Aikikai. Еее первые показательные выступления состоялись в Токио в сентябре 1956 г. и в мае 1960

г. Максимум деятельности по послевоенному восстановлению соответствовал завершению строительства новой

Hombu Dojo в январе 1969 г.

Видя успехи, достигнутые айкидо, я не могу не свпомнить о решениях, принятых Основателем во время

войны и сразу после нее. Если бы Учитель Уесиба, вместо отъезда в Иваму дал возможность другим боевым

искусствам поглотить Kobukan Aiki-budo, история айкидо могла бы на этом закончится. Имена как Учителя

Уесиба, так и айкидо и их небольшой, но важный вклад в будо в предвоенные годы, возможно, были бы

отражены в книгах по истории, и со временем сохранились бы только как легенда из области боевых искусств.

Репутация и успехи айкидо сегодня основаны на решении Основателя посвятить себя духовному поиску

истины боевых исскуств на замле Ивамы. Учитель Уесиба показал на своем собственном примере, что

достоинство айкидо измеряется не количеством последователей, но глубиной и интенсивностью личного поиска

истины в процессе занятий и тренировки. Я верю что в этом основная ричина того, что айкидо стало таким,

какое оно есть сегодня.

В дзен говорят 'Смотрите на свои следы', подразумевая то, что мы всегда должны видеть, стоим ли мы

на твердой земле. Как занимающиеся айкидо мы должны всегда 'смотреть на свои следы', даже если мы

вместе двигаемся вперед стремясь к истине и высоким идеалам.

Нет ничего более желанного, чем рост и распространение, но если наш взгляд будет прикован только к

поверхности явлений и мы потеряем проникновение в суть Пути айкидо, тогда, так же как крутящийся волчок,

теряющий равновесие и момент вращения, и затем падающий, наш Путь потеряет жизненность, разделится и

распадется. Когда я думаю о годах, проведенных Основателем в Иваме, это снова напоминает мне о моей

основной задаче.


АЙКИДО ДАЕТ КОРНИ В МИРЕ

Интернационализация и традиция

Третий Конгресс Международной Федерации Айкидо состоялся в Париже в 1980 г. Делегаты всего мира

обсудили и единодушно одобрили интернационализацию айкидо на основе Hombu Dojo Токио в качестве

центра. Несомненно, четырехдневный конгресс проходил в атмосфере энтузиазма, вызванного принятием этого

важного факта.

Наиболее впечатляющим было мнение делегатов о том, что айкидо включает в себя лучшие черты

духовной культуры Японии. Они не только отмечали уникальность айкидо, но и признали, что его философская

база имеет глубокие корни в японских традициях. Фактически, большинство придерживалось той точки зрения,

что интерес к айкидо непосредственно связан с тем, что оно представляет лучшую часть японской культуры.

Я упомянул об этом, поскольку какое-то время я был озабочен путем развития традиционных японских

боевых искусств за границей. ПРи переносе в другую страну некоторые боевые искусства, похоже, теряют свои

четкие традиционные корни и становятся связанными только с физической подготовкой. В результате центр

искусства смещается в страну, где готовят наиболее хорошо физически и технически подготовленных

участников соревнований. Я не могу согласиться с тем, что это неизбежная сторона интернационализации. Что

касается айкидо, то в уникальной японской философии заложена его сущность и, по моему мнению, все

отвергающие эту философию не могут считаться занимающимися айкидо. Смысл интернационализации не в

том, что уникальные традиции становятся интернациональными, а в том, что занимающиеся айкидо во всех

странах должны изменить свои представления так, чтобы они соответствовали традициям.

В течение всего