школы в Токио и потребовал, чтобы его лучшие ученики, такие как Осава Кисабуро,
сейчас главный инструктор, помогали мне. Затем он уехал из Токио в Иваму с моей матерью Хатсу. Это было
сделано так, как Основатель делал все - не теряя времени при выполнении принятого решения.
Город Ивама расположен надалко от Мито, центра науки и искусств эпохи Токугава. Тогда тот район был
малонаселенным, встречалось лишь отдельные фермы и везде был густой лес: 90% территории было занято
соснами, фруктовыми и другими деревьями. Основатель расчистил 20 тыс tsubo (6,62 га) территории и начал
обрабатывать землю, воплощая в жизнь свою долгую мечту о соединении фермерства с боевым искусством.
Посетители его маленького дома были потрясены его убогостью, но Основатель находился в самом высоком
состоянии духа. Поселившись в Иваме, Основатель держал в уме три плана реализации своей идеи истинного
будо. Первым было создание Храма Айки, который бы символизировал Путь ai-ki и дух айкидо. Вторым было
создание школы на свежем воздухе, пронизанной природной ki, где было бы возможно обучение идеальному
будо в форме take-musu. Третим была реализация его давней мечты о соединении фермерства с боевым
искусством. Он хотел связать занятия будо (take), находящиеся в гармонии с защитной жизненной силой (musu)
и работу фермера, за счет которой земля дает пищу, поддерживающую жизнь.
Храм Айки был создан как место поклонения 43 богам, защищаюм айкидо и дающим ему созидательную
силу. Он стал священным местом для всех занимающихся айкидо, решивших продолжать путь во благо всего
сущего. Выбранные 43 божества, связанные с боевыми успехами и другими достижениями, прославлены в
традиционном фольклоре Японии. Основатель свято верил, что его сила в будо исходит не от него самого, а от
богов, защищающих его и поддерживающих его возможности. Это, безусловно, было заблуждением, но в то же
время, что более важно, показывало его скромность и критическое отношение к себе: доверяя себя высшей
силе он никогда бы не стал хвастаться своими достижениями. Эта скромность, результат его искренности и
внимательного отношения к тренировкам, представляет собой то, что сердцем должны чувствовать все
занимающиеся айкидо.
Архитектура Храма Айки основана на принципах koto-dama. Расположение внутреннего дворика,
основного зала, входных ворот и других частей знания соответствует принципам треугольника, круга и квадрата.
Эти три фигуры символизируют дыхательное упражнение, изучаемое в системе koto-dama. Как говорил
основатель: 'Когда треугольник, круг и квадрат соединяются в одно целое, оно двигается, вращаясь с потоком
ki, и рождает айкидо, основанное на suri-kiri'.
В том, что отражающий эту сложную философию Храм Айки мог быть построен в трудные годы после
второй мировой войны большая заслуга плотника по имени Матсумото, жившего в городе Ивама, и
непрерывной поддержки множества учеников.
Завершение строительства основной части здания в 1943 г. вызвало слезы радости на глазах
Основателя. Мечта его жизни исполнилась, и основа дальнейшего развития айкидо была заложена. Сейчас
Храм Мекка для всех занимающихся этим искусством.
Наиболее крупное праздненство в Храме Айки проводится в ежегодно 29 апреля, собирая любителей
айкидо не только из Токио, но и со свей страны и из-за границы. Это крупный фестиваль, представляющий все
лучшее в айкидо. Я сам чувствую себя полностью очищистившимся, когда посещаю Храм Айки и участвую в
показательных выступлениях.
Создание школы на открытом воздухе, вторая часть планов Основателя, было осуществлено в одном из
уголков его фермы. Но с увеличением числа студентов оказалось необходимым построить небольшое
помещение на 30 tsubo. Оно было закончено в 1945 г., сразу после конца Второй Мировой войны. Эта школа
несколько отошла от исходной цели соединения сельского хозяйства с боевым искусством, но принесла айкидо
неожиданную пользу.
В течените трех лет после войны Hombu Dojo в Вакаматсу-чо была вынуждена прекратить работу по ряду
причин, включавших запрет на боевые искусства, наложенный объединенными оккупационными властями. Все
функции центральной школы тогда были переданы в Иваму, поэтому в то время когда отношение к боевым