Киссомару Уесиба

ДУХ АЙКИДО

школы в Токио и потребовал, чтобы его лучшие ученики, такие как Осава Кисабуро,

сейчас главный инструктор, помогали мне. Затем он уехал из Токио в Иваму с моей матерью Хатсу. Это было

сделано так, как Основатель делал все - не теряя времени при выполнении принятого решения.

Город Ивама расположен надалко от Мито, центра науки и искусств эпохи Токугава. Тогда тот район был

малонаселенным, встречалось лишь отдельные фермы и везде был густой лес: 90% территории было занято

соснами, фруктовыми и другими деревьями. Основатель расчистил 20 тыс tsubo (6,62 га) территории и начал

обрабатывать землю, воплощая в жизнь свою долгую мечту о соединении фермерства с боевым искусством.

Посетители его маленького дома были потрясены его убогостью, но Основатель находился в самом высоком

состоянии духа. Поселившись в Иваме, Основатель держал в уме три плана реализации своей идеи истинного

будо. Первым было создание Храма Айки, который бы символизировал Путь ai-ki и дух айкидо. Вторым было

создание школы на свежем воздухе, пронизанной природной ki, где было бы возможно обучение идеальному

будо в форме take-musu. Третим была реализация его давней мечты о соединении фермерства с боевым

искусством. Он хотел связать занятия будо (take), находящиеся в гармонии с защитной жизненной силой (musu)

и работу фермера, за счет которой земля дает пищу, поддерживающую жизнь.

Храм Айки был создан как место поклонения 43 богам, защищаюм айкидо и дающим ему созидательную

силу. Он стал священным местом для всех занимающихся айкидо, решивших продолжать путь во благо всего

сущего. Выбранные 43 божества, связанные с боевыми успехами и другими достижениями, прославлены в

традиционном фольклоре Японии. Основатель свято верил, что его сила в будо исходит не от него самого, а от

богов, защищающих его и поддерживающих его возможности. Это, безусловно, было заблуждением, но в то же

время, что более важно, показывало его скромность и критическое отношение к себе: доверяя себя высшей

силе он никогда бы не стал хвастаться своими достижениями. Эта скромность, результат его искренности и

внимательного отношения к тренировкам, представляет собой то, что сердцем должны чувствовать все

занимающиеся айкидо.

Архитектура Храма Айки основана на принципах koto-dama. Расположение внутреннего дворика,

основного зала, входных ворот и других частей знания соответствует принципам треугольника, круга и квадрата.

Эти три фигуры символизируют дыхательное упражнение, изучаемое в системе koto-dama. Как говорил

основатель: 'Когда треугольник, круг и квадрат соединяются в одно целое, оно двигается, вращаясь с потоком

ki, и рождает айкидо, основанное на suri-kiri'.

В том, что отражающий эту сложную философию Храм Айки мог быть построен в трудные годы после

второй мировой войны большая заслуга плотника по имени Матсумото, жившего в городе Ивама, и

непрерывной поддержки множества учеников.

Завершение строительства основной части здания в 1943 г. вызвало слезы радости на глазах

Основателя. Мечта его жизни исполнилась, и основа дальнейшего развития айкидо была заложена. Сейчас

Храм Мекка для всех занимающихся этим искусством.

Наиболее крупное праздненство в Храме Айки проводится в ежегодно 29 апреля, собирая любителей

айкидо не только из Токио, но и со свей страны и из-за границы. Это крупный фестиваль, представляющий все

лучшее в айкидо. Я сам чувствую себя полностью очищистившимся, когда посещаю Храм Айки и участвую в

показательных выступлениях.

Создание школы на открытом воздухе, вторая часть планов Основателя, было осуществлено в одном из

уголков его фермы. Но с увеличением числа студентов оказалось необходимым построить небольшое

помещение на 30 tsubo. Оно было закончено в 1945 г., сразу после конца Второй Мировой войны. Эта школа

несколько отошла от исходной цели соединения сельского хозяйства с боевым искусством, но принесла айкидо

неожиданную пользу.

В течените трех лет после войны Hombu Dojo в Вакаматсу-чо была вынуждена прекратить работу по ряду

причин, включавших запрет на боевые искусства, наложенный объединенными оккупационными властями. Все

функции центральной школы тогда были переданы в Иваму, поэтому в то время когда отношение к боевым

искусствам