опыт и результаты постижения сущности ki за время жизни в Аябе. Наиболее заметное
влияние оказало постижение koto-dama, которое он в последние годы жизни постоянно упоминал в лекциях,
письменных трудах и руководствах.
Aiki-bujutsu было воспринято не сразу. Вместо этого люди называли новое будо Ueshiba-ryu или Ueshiba
ryu Aiki bujutsu. В то время слава Учителя Уесиба продолжала распространяться по стране. Переломным
моментом стал период 1924-1925 г., когда, как уже рассказывалось выше, он отправился в экспедицию в
центральную Монголию, и затем вскоре принял вызов молодого моряка-офицера в Аябе, достигнув suri-kiri -
сотояния просветления разума и тела, проявляющегося в соединении собственной ki с ki вселенной. Ему было
тогда чуть больше 40 лет, и это создало основу его боевого искусства.
Мы, следовательно, можем сказать, что 1924-1925 годы отмечают начало духовного развития айкидо,
поскольку начиная с этого времени Учитель Уесиба постоянно подчеркивал, что: 'Истинное будо - это путь
великой гармонии и великой любви всего сущего', и что каждое движение - это проявление единства ki, разума
и тела.
Осенью 1925 г., после повторных просьб оказывавшего ему большую поддержку адмирала Такешита
Исаму, Основатель отправился в Токио для показательных выступлений перед избранной аудиторией,
включавшей будущего премьер-министра Ямамото Гоннохио. На Ямамото выступление Основателя произвело
глубокое впечатление, и он дал ему возможность провести в течение 21 дня специальный семинар во Дворце
Аояма для экспертов дзюдо и кендо высокого ранга из Императорского агентства охраны. Весной 1926 г. он был
вновь приглашен адмиралом Такешита в Токио и давал уроки aiki-bujutsu представителям Императорского
агентства охраны, офицерам армии и флота и ведущим представителям мира политики и бизнеса. В 1927 г. по
настоянию Адмирала Такешита и Дегучи Онисабуро он простился с Аябе и переехал в Токио.
В течение следующих трех лет он открыл ряд школ в районе ШИбе Токио и учил aiki-bujutsu многих людей,
включая экспертов других боевых искусств высокого ранга. Появились признаки признания будо Основателя
чем-то большим, чем традиционные боевые искусства, и некоторые люди начали использовать для его
описания слово айкидо. В октябре 1930 г. основатель школы дзюдо Кодокан Кано Джигоро, видевший высокое
искусство Учителя Уесиба, назвал его идеальным будо и даже послал к нему нескольких своих лучших
учеников.
Несмотря на попытки введения отбора, количество учеников продолжало расти, и основатель столкнулся
с необходимостью иметь более крупную школу. В 1930 г. он основал новыю школу в Вакаматсу-чо, Токио,
сначала взяв в аренду, а затем приобретя здание в собственность у семьи Огасавара. Новый тренировочный
центр, названный Kodokan Dojo был достроен в апреле 1931 г. Как говорилось раньше, на этом же месте сейчас
находится Центральная Школа Айкидо.
В 1936 г. Основатель решил сделать четкими различия между старыми боевыми искусствами и своей
школой на основе включения в свое искусство философских и духовных компонентов. Чувствуя, что суть нового
искусства не соответствует старым традициям боевых искусств, он отказался от термина bujutsu и назвал свое
искусство aiki-budo. Этот необходимый и неизбежный шаг стал основой дальнейшего развития его школы. Как
основатель новой системы боевых искусств, он чувствовал высокую необходимость подчинения своей
собственной деятельности развитию пути для всех, кто мог бы быть в нем заинтересован.
В 1939 г. он подал официальный запрос на юридическое признание своей организации под названием
Кобукай. В последующие годы удовлетворение этого запроса сделало айкидо официально признанной системой
и послужило началом Золотого Века айкидо. Число занимающихся росло и имя Учителя Уесиба стало
известнее, чем когда бы то ни было.
Начало второй Мировой войны в декабре 1941 г. и возрастающий сдвиг к милитаризму в Японии могли
лишь задержать развитие айкидо. После того, как большинство молодых людей было призвано в армию, число
занимающихся айкидо резко сократилось. Одним из действий правительства, стремящегося к мобилизации сил