Киссомару Уесиба

ДУХ АЙКИДО

опыт и результаты постижения сущности ki за время жизни в Аябе. Наиболее заметное

влияние оказало постижение koto-dama, которое он в последние годы жизни постоянно упоминал в лекциях,

письменных трудах и руководствах.

Aiki-bujutsu было воспринято не сразу. Вместо этого люди называли новое будо Ueshiba-ryu или Ueshiba

ryu Aiki bujutsu. В то время слава Учителя Уесиба продолжала распространяться по стране. Переломным

моментом стал период 1924-1925 г., когда, как уже рассказывалось выше, он отправился в экспедицию в

центральную Монголию, и затем вскоре принял вызов молодого моряка-офицера в Аябе, достигнув suri-kiri -

сотояния просветления разума и тела, проявляющегося в соединении собственной ki с ki вселенной. Ему было

тогда чуть больше 40 лет, и это создало основу его боевого искусства.

Мы, следовательно, можем сказать, что 1924-1925 годы отмечают начало духовного развития айкидо,

поскольку начиная с этого времени Учитель Уесиба постоянно подчеркивал, что: 'Истинное будо - это путь

великой гармонии и великой любви всего сущего', и что каждое движение - это проявление единства ki, разума

и тела.

Осенью 1925 г., после повторных просьб оказывавшего ему большую поддержку адмирала Такешита

Исаму, Основатель отправился в Токио для показательных выступлений перед избранной аудиторией,

включавшей будущего премьер-министра Ямамото Гоннохио. На Ямамото выступление Основателя произвело

глубокое впечатление, и он дал ему возможность провести в течение 21 дня специальный семинар во Дворце

Аояма для экспертов дзюдо и кендо высокого ранга из Императорского агентства охраны. Весной 1926 г. он был

вновь приглашен адмиралом Такешита в Токио и давал уроки aiki-bujutsu представителям Императорского

агентства охраны, офицерам армии и флота и ведущим представителям мира политики и бизнеса. В 1927 г. по

настоянию Адмирала Такешита и Дегучи Онисабуро он простился с Аябе и переехал в Токио.

В течение следующих трех лет он открыл ряд школ в районе ШИбе Токио и учил aiki-bujutsu многих людей,

включая экспертов других боевых искусств высокого ранга. Появились признаки признания будо Основателя

чем-то большим, чем традиционные боевые искусства, и некоторые люди начали использовать для его

описания слово айкидо. В октябре 1930 г. основатель школы дзюдо Кодокан Кано Джигоро, видевший высокое

искусство Учителя Уесиба, назвал его идеальным будо и даже послал к нему нескольких своих лучших

учеников.

Несмотря на попытки введения отбора, количество учеников продолжало расти, и основатель столкнулся

с необходимостью иметь более крупную школу. В 1930 г. он основал новыю школу в Вакаматсу-чо, Токио,

сначала взяв в аренду, а затем приобретя здание в собственность у семьи Огасавара. Новый тренировочный

центр, названный Kodokan Dojo был достроен в апреле 1931 г. Как говорилось раньше, на этом же месте сейчас

находится Центральная Школа Айкидо.

В 1936 г. Основатель решил сделать четкими различия между старыми боевыми искусствами и своей

школой на основе включения в свое искусство философских и духовных компонентов. Чувствуя, что суть нового

искусства не соответствует старым традициям боевых искусств, он отказался от термина bujutsu и назвал свое

искусство aiki-budo. Этот необходимый и неизбежный шаг стал основой дальнейшего развития его школы. Как

основатель новой системы боевых искусств, он чувствовал высокую необходимость подчинения своей

собственной деятельности развитию пути для всех, кто мог бы быть в нем заинтересован.

В 1939 г. он подал официальный запрос на юридическое признание своей организации под названием

Кобукай. В последующие годы удовлетворение этого запроса сделало айкидо официально признанной системой

и послужило началом Золотого Века айкидо. Число занимающихся росло и имя Учителя Уесиба стало

известнее, чем когда бы то ни было.

Начало второй Мировой войны в декабре 1941 г. и возрастающий сдвиг к милитаризму в Японии могли

лишь задержать развитие айкидо. После того, как большинство молодых людей было призвано в армию, число

занимающихся айкидо резко сократилось. Одним из действий правительства, стремящегося к мобилизации сил

страны в военных целях, был приказ об объединении всех боевых искусств в единую контролируемую