не в состоянии истинно проявлять весь диапазон
человеческих эмоций. Этот компонент обезличивания и обесчеловечивания затрагивает всех нас. Мы должны
вернуться к природе, принять ее такой, какая она есть и восстановить естество наших личностей и тел.
В айкидо наибольшее удовлеторение мне доставляет то, что многие занимающиеся знакомы с этой
проблемой и стараются восстановить свое естество и свою человечность в процессе тренировки. Эта цель
занятий айкидо была центральной с самого его возникновения. Абсолютная естественность: взаимосвязь ин и
янь
Учитель Уесиба постоянно давал ученикам, особенно тем, у кого излишняя привязанность к форме
ограничивала движения, такие указания:
'В айкидо нет форм и закономерности. Естественные движения это движения айкидо. Его глубина велика
и оно неисчерпаемо'.
Значение этой установки, которую Основатель часто произносил в своем собстенном образном стиле,
может быть не совсем ясен. Для начинающих учеников, изучавших различные формы и виды техники, эта
установка противоречит всему, чем их учат. Если в айкидо нет форм или связок, зачем учить разную технику?
Что подразумевается под естественными движенями? Могу ли я двигаться любым путем, который прийдет в
голову?
Первым делом нужно заметить, что установка Основателя предназначена не для новичков, а для опытных
учеников. Этот совет адресован тем, кто достиг определенного уровня мастерства, но еще настолько привязан к
форме, что теряет естественность и текучесть движений, являющиеся основным выражением айкидо. В
реальном смысле его слова должны способствовать более интенсивной работе опытных учеников на пути к
достижению цели айкидо. Классическая японская пословица говорит: 'Входи в форму и выходи из формы'. И в
искусствах культуры и в будо занимающийся должен сначала тренировать форму и овладевать ей, но овладев
ей, он должен от нее освободиться. Не удивительно, что слова Основателя вызывают смущение тех, кому
предстоит долгий путь к мастерству владения формой.
Полное понимание этой установки возможно только для тех, кто действительно тренировался и
занимался айкидо много лет, кто освоил принципы и движения, и кто серьезно думал о философии будо. Для
этого требуются как теоретические, так и практические знания базовых положений айкидо, включая единство ki
вселенной и индивидуальной ki, принцип входа и сферического вращения на основе единства ki, разума и тела,
а также воплощение в движениях принципа работы с мечом.
Пожалуй, наибольно трудно уловить суть выражения 'естественные движения'. Это выражение настолько
часто употребляется, что многие люди имеют свое, хотя и неправильное, представление о том что оно
означает. Но, в самом деле, скольких людей, действительно живущих 'естественно', мы знаем? Чем больше мы
думаем о смысле слова 'естественный', тем сложнее становится объяснить его.
Как должен ученик, занимающийся айкидо, понимать значение 'естественных движений' и их связь с
движениями, относящимися к изучаемому им искусству? Где ключ к раскрытию этого значения, и с чего надо
начать? Если привести сначала вывод, то я верю, что это означает точное и тщательное восприятие нами
естественных процессов, пронизывающих вселенную и влияющих на наши тела и нашу жизнь.
Что бы мы ни думали, существенно достичь прямого контакта и воспринимать в чистом виде изменения
явлений природы - в атмосфере, погодных условиях или окружающей среде. Делая это, мы должны открыть
свои чувства и тела для природы и взаимодействовать с ней. При этом не надо ни заставлять ее удовлетворять
нашим требованиям, ни специально исключать отдельные ее проявления, ни использовать е в своих
собственных целях. Мы должны видеть явления природы такими, какие они есть, и проникать в глубь истинно
реальной природы.
Конкретным примером может быть участие учеников в интенсивных летних и зимних занятиях. Они
постоянно принимают жару и холод такими, какие они есть, получая удовольствие от жары в жеркие и от холода
- в морозные дни. Когда люди собственными телами познают жару и холод, они знают как реагировать на них и
приходят к пониманию того, насколько хорошо можно себя чувствовать в неудобных или неблагоприятных