все виды техники возникают один за другим из единого базового принципа. По
этой причине рождение новых видов техники происходит даже сейчас. Бесконечные возможности, скрытые в
каждом дне - характерная особенность айкидо.
Суть айкидо, возможно, наиболее полно выражается в irimi nage (броске со входом), и на следующих
страницах я рассматриваю эту технику в качестве примера. В отличие от других более сложных видов техники
вертикальные движения в начале и боковые движения в конце наиболее четко выражены.
Irimi-nage- это техника, в которой nage (ведущий) входит в мертвый угол (shikaku) партнера, получая
возможность управлять им, направляя его движение и бросая его в соответствии с принципом кругового
вращения. При этом нужно втянуть противника в собственные движения, так чтобы два тела двигались как одно,
затем нарушить его равновесие и бросить, сохраняя и контролируя его положение в своем круге вращения.
СИЛА ЖИЗНИ В СЛИЯНИИ С ПРИРОДОЙ
Радость занятий
С самого начала айкидо предпочитало не ограничивать учеников слишком многочисленными правилами и
установками. Представлялось, что в них нет необходимости, поскольку ученики пришли в dojo по собственному
желанию и в большинстве стремились достичь какой-то цели в процессе тренировок по айкидо. Можно было
ожидать, что они путем наблюдения получат представление о правильном поведении.
В системе посещения соблюдался принцип никогда не отказывать тому, кто хочет заниматься и никогда
не пытаться вернуть того, кто ушел. Тот, кто пришел по своему желанию, естественно захочет понаблюдать за
этикетом dojo. Те, кто уходит не нуждаются больше в правилах и установках. Тенденцией было не связывать
учеников без необходимости, а давать событиям идти естественным путем. Одной из причин этого было то, что
когда Основатель впервые открыл школу айкидо, первыми учениками стали взрослые и опытные в обычном
понимании мужчины, которые были признанными лидерами в своих областях деятельности. Поскольку это были
люди с сильно выраженным чувством ответственности и собственного достоинства, не было необходимости
принуждать их к выполнению правил поведения в dojo. Основатель не принимал всех подряд. Он беседовал
отдельно с каждым человеком и проводил очень строгий отбор. Никакие внешние факторы не должны были
действовать на того, кого он брал в ученики, и как только человека принимали в dojo, он включался в систему
интенсивных тренировок. При этом, хотя учеников не связывали правилами и установками, их режим
становился намного жестче, но воспринималость это естественно за счет понимания значения дисциплины для
занятий айкидо.
Затем, когда число учеников очень сильно возросло, появилась потребность в правилах поведения в dojo.
Один раз, когда старшие ученики пришли к Основателю с такой просьбой, он улыбнулся и сказал 'Значит,
времена изменились!' Затем он быстро написал шесть правил и передал их ученикам. Эт правила стали
известны как 'Памятка для занимающихся айкидо'.
1. Айкидо делает выбор между жизнью и смертью от одного удара, поэтому ученики должны внимательно
следовать указаниям инструктора и не соревноваться, чтобы выяснить кто сильнее.
2. Айкидо - это путь, который учит одного справляться с несколькими нападающими. Поэтому ученики
должны тренироваться так, чтобы быть готовыми к нападению не только спереди, но и со всех сторон, в том
числе сзади.
3. Тренировка всегда должна проводиться в приятной и радостной атмосфере.
4. Инструктор учит лишь небольшой чати искусства. Различные возможности его приенения должны быть
открыты каждым учеником в процессе интенсивных занятий и тренировки.
5. На повседневных занятиях начинайте с движений корпуса, а затем переходите к более интенсивным
упражнениям. Никогда не используйте силу неестественно или без основания. Если следовать этому правилу,
то даже пожилые люди не будут травмироваться и смогут тренироваться в приятной и радостной атмосфере.
6. Цель айкидо в тренировке разума и тела, и в том, чтобы сделать людей искренними и честными. Все
элементы техники передаются от человека к человеку, поэтому не раскрывайте их случайным людям, поскольку
это может привести к их использованию людьми недостойными.