известного как kokyu-ho (буквально - дыхательный метод),
в положениии как сидя, так и стоя, и учиться правильно определять расстояние (ma-ai) между собой и
партнером.
Основным моментом является то, что в отличие от других форм боевых искусств, включая все
классические и современные формы будо, которые учат соединению разума, техники и тела, айкидо делает
упор скорее на ki, чем на технику, и тренирует соединение ki, разума и тела. Конечно, тренировка waza
осуществляется постоянно, но степень мастерства зависит от степени соединения ki, разума и тела, и это
единственная база для оценки уровня профессионализма в айкидо.
Как мы пытались показать, ki должна постигаться как на опыте, так и в процессе интеллектуальной
работы, однако, существует еще один аспект, который не могут не учитывать люди, живущие в век науки.
Источник концепции ki лежит в системе взглядов на мир, принятой в древнем Китае, безусловно, связанной с
тайнами мироздания. Вопрос состоит в том, насколько это понятие ki подходит к научному мировоззрению.
Когда древние люди использовали силу своего интеллекта и воображения, чтобы понять
функционирование вселенной, они пришли к концепции ki. Они пробовали также об`яснить системы порядка в
природе и космосе на основе этого принципа. Я верю, что реальность концепции ki как источника
происхождения жизни сохранилась, однако, она была основана на наблюдениях познаваемого мира и не
включала информацию по неизвестной вселенной.
В наш век науки непостижимая вселенная стала к нам гораздо ближе, и фактически на основе научных
знаний мы можем реально увидеть и коснуться того, что раньше было далеко за пределами нашего восприятия,
хотя и сейчас это может быть лишь небольшая часть огромного пространства. Для нас может оказаться важным
поиск связей ki и современных научных взглядов на вселенную, поскольку научное об`яснение может оказаться
необходимым для понимания концепции ki обычными людьми.
Научное изучение вселенной началось в конце 17 века с открытия Исааком Ньютоном Закона всемирного
тяготения как фундаментального закона природы. С тех пор произошли значительные перемены, и быстрое
развитие привело к тому, что исследование вселенной стало обычным делом. Современная космическая эра
началась с Юрия Гагарина - русского космонавта, который облетел вокруг Земли 12 апреля 1961 г. на
космическом корабле 'Восток I'. В условиях сильной конкуренции русских и американских ученых в области
космических исследований 20 июля 1969 г. американские космонавты успешно совершили посадку на Луну на
корабле 'Аполлон 11', а Нейл Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. (Третий
космонавт США, сейчас сенатор США, Джон Гленн проявлял большой интерес к айкидо, посетил Hombu Dojo и
слушал лекцию Учителя Уесиба.) Исследование вселенной с использованием космических кораблей и
спутников продолжается, и может оказаться интересным взглянуть, как это сочетается с нашим пониманием ki,
но это задача будущего. Однако, для наших целей могут пригодиться некоторые предварительные замечания.
Недавно я прочитал книгу 'Космос', которую написал Карл Сейган, выдающийся астроном и лауреат
Пултцеровской премии. В специальном предисловии к японскому изданию д-р Сейган писал:
'Пифагор из древней Греции был тем, кто впервые использовал слово 'космос' для описания
упорядоченной вселенной, доступной для человеческого понимания. Определенно, во вселенной существует
порядок. Это не значит, что все находится в идеальном порядке, поскольку в свете научных исследований мы
знаем, что вселенная постоянно меняется и в ней много хаотического. Тем не менее, космос, сочетающий
упорядоченность и беспорядок, обладает бесконечной красотой.
Наши тела сделаны из звездной пыли. Наше тело состоит из тех же атомов, из которых состоят звезды.
Мы дети звезд и звезды наш дом. Возможно, поэтому нас очаровывают звезды и Млечный путь.
Он продолжает:
' Азот, содержащийся в наших генах, кальций в зубах, железо в крови и углерод в нашем яблочном пироге
были сделаны в космической кухне, на звезде. Наши тела сделаны из тех же частиц, из которых состоят звезды.
Действительно, в очень глубоком смысле мы - дети звезд'.