и независимость личности. Таким образом, когда дыхание работает в
единстве со вселенной, невидимая духовная сущность становится реальной внутренней сущностью личности,
разворачивая, закрывая и защищая человека. Это начало глубокой сущности ai-ki.'
Из этого следует, что ki имеет две стороны единство индивидуального и универсального и свободное
проявление силы дыхания. Первая выражает идею ki на основе представлений древнекитайских мыслителей,
однако, в тренировках айкидо она должна реализовываться через об`единение ki, разума и тела. В процессе
тренровки контакт человека с ki вселенной достигается непроизвольно, без напряжения. Второе положение
указывает, что дыхание человека контролирует его мысли и движения тела. Когда ритм дыхания и движения
айкидо оказываются в состоянии гармонии с ритмом вселенной, разум и тело человека получают центр и
каждое движение становится круговым вращением.
Об`яснение повышенного внимания Учителя Уесиба к двойному функционированию единства и
свободного проявления ki в том. что онвидел в сущности ki сущность своего будо. Приняв это за точку
отправления, мы обязаны продолжить раз`яснение концепции ki как центральной концепции айкидо, и далее
развитить вопрос о значении ее применения в повседневной жизни.
Энергия ki
Ученик, регулярно занимающийся айкидо, должен иметь собственные взгляды на ki даже при незнании ее
исторических и теоретических основ. Как показано в предыдущей главе, ki - это древний принцип, лежащий в
основе восточноазиатских философских учений и религий. Однако, существуют различия в его восприятии
отдельными личностями, связанные с индивидуальными особенностями темперамента, духовного развития,
физической подготовки, опыта и базовых знаний. Следовательно, различия восприятия и представлений
занимающихся о ki неизбежны.
Мы можем услышать, как ученики говорят, что: 'это ощущение некоей энергии, возникающей из состояния
гармонии тела и разума', или: 'это странная жизненная сила, иногда неожиданно возникающая неизвестно
откуда', или: 'Это ощущение точного времени реагирования и согласованного дыхания, достигаемое в процессе
занятий айкидо', или: ' Это непроизвольное, бессознательное движение, которое освежает разум и тело, давая
хорошую разрядку', и т.д.
Каждый ответ справедлив в том смысле, что выражает ощущения, полученные на основе личного опыта.
А будучи выражением личных ощущений, он содержит факты, которые нельзя отрицать. Если это так, то
принципиальные различия в приведенных ответах ничтожно малы, а их большое разнообразие отражает не
только трудность точного определения ki, но и показывает, что за счет своей широты и глубины понятие ki не
поддается единому определению.
При том, что тема ki может рассматриваться в религиозном и философской аспектах, нас интересует
подход к ней на основе личного опыта, тренировки и реализации в боевом искусстве. Когда ki понимается и
постигается в процессе развития личности, это ведет к становлению характера и развитию личности как целого.
Одновременно, такое восприятие ki неизбежно ведет к принятию ее философской и духовной базы. Безусловно,
правильное понимание ki должно достигаться как на опыте, так и за счет интеллектуальной деятельности.
Этому факту мы уделяем большое внимание, когда разрабатываем программу занятий методы, содержание и
последовательность.
Абсолютная цель тренировок в айкидо - это достижение единства ki, тела и разума, но уникальность
айкидо состоит в том, что значение согласования движений с потоком ki подчеркивается с самого начала.
Особое внимание уделяется постижению на опыте и развитию ki, поэтому все движения включают круговое
вращение. Ученики учатся соединению ki разума и тела не только в движении, но и даже до начала любой
тренировки waza. Их учат, например, что ki концентрируется в устойчивом и сильном центре - точке,
соответствующей естественному центру тяжести (пять сантиметров ниже пупка) в случае, когда человек стоит и
расслаблен. Когда поток ki идет через руки и кончиуи пальцев, рука без оружия сами становятся оружием,
называемым te-gatana, что буквально означает 'рука-меч'. Перед началом обработки движений принято