А.А. Маслов

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

объединениями типа тайных обществ. Многие секты почитали

своим патроном именно Бодхидхарму. Именно в устных рассказах

Бодхидхарма обрел свое второе рождение как создатель шаолиньского ушу.

Для китайца того времени не могло возникнуть вопроса об историчности

этих событий. Такой вопрос просто-напросто показался бы лишенным

всякого смысла, ибо миф - это такая же история и порой даже более

настоящая и осязаемая, чем обыденная жизнь.

Примечательно, что история о чань-буддийском патриархе - мастере ушу

возникает именно тогда, когда начинают формироваться осмысление ушу

как отдельного типа духовной традиции. И следовательно ему нужны были

свои патриархи, связанные с традиционными религиозными учениями, своя

духовная литература ритуальная практика. И здесь образ Бодхидхармы

приходится как нельзя кстати - именно через него в народном сознании

сводится воедино чань-буддийская духовная практика, занятия боевыми

искусствами и тот оттенок чудесности и волшебства, который всегда

окутывал странствующих монахов и буддийских проповедников.

Примечательно, что в официальном буддийском пантеоне Бодхидхарма

занимает не самое высокое место, лишь в чаньских школах он почитается

как архат (кит. лохань), перед ним следуют будды (фо) и многочисленные

боддисатвы (пуса), которым следует поклоняться в первую очередь. Именно

в народной сектантской традиции Бодхидхарма сумел нарушить эту

иерархию поклонения, занять главенствующее место 'патрона' боевых

искусств во многих тайных обществах, практиковавших ушу.

Одной из закономерностей развития китайского мифа является его

стремительное приближение к реальности. Со временем все сколько-нибудь

абсурдные с точки зрения здравого смысла сюжеты исчезали. Так,

например, «вымывались» рассказы о том, как один боец расправлялся с

сотнями бойцов, призывая на помощь «тигров и драконов с небес», а на

смену ему приходил почти реальный монах, побеждающий пять-шесть

человек - вещь вполне допустимая. Таким образом общий сюжет как бы

выравнивался, становился доступным и приемлемым для слушателей этих

устных рассказов. Миф же при этом входил в реальность, «достраивая» ее в

тех местах, где она казалась слишком обыденной и серой. В самом деле,

реальная история становления ушу не очень динамична и занимает почти

тысячелетие накопления и кодификации знания. К тому же в ней немало

вещей относится к области трансцендентной и невыразимой словами, в

частности, сам характер знания ушу. Миф же привносит не только яркость

видимой коллизии, но и освящает ушу именами и образами «истинных

людей» - Бодхидхармы, Хуанди, Лао-цзы, Конфуция, каждому из которых

отводилась немалая роль в развитии ушу. Предание о Бодхидхарме сумело

решить проблему первооснователя боевых искусств единым росчерком

пера, подарив поклонникам ушу яркий и сильный образ.

Из плена легенд

Итак, с заманчивым образом Бодхидхармы как основателя шаолиньского

ушу приходится расстаться. Но это не снимает вопрос об основании

шаолиньского ушу и поэтому вновь спросим себя - какова истинная история

легендарного Шаолиня?

Никогда и никому в истории еще не удавалось точно обозначить точку

отсчета того или иного явления, может быть, поэтому легенды так дороги

сердцам многих историков - они изящно упрощают реальность, не иссушая

ее. Естественно, что задолго до прихода Бодхидхармы в Китай там

существовали методы боевых искусств, и эта практика не обошла и

монахов. Тренировались они, пожалуй, меньше, чем миряне, ибо принцип

ахимсы - «не причинения вреда живому» не способствовал жестким боевым

тренировкам. В основном же не монахи создавали какие-то стили ушу, как

принято иногда считать, но сами учились у народных мастеров, а иногда

даже у профессиональных армейских инструкторов.

Если говорить о конкретной истории Шаолиньсы, то она такова. В 1У-У вв.

заметно увеличивается количество буддийских монахов, приходивших из

Индии в Китай и несущих «свет учения» Будды. Большинство путешествий

заканчивалось неудачно. Монахи, следовавшие в основном через Персию и

Среднюю Азию в обход Гималаев, нередко погибали или сбивались с пути.

Именно в это время в Китай приходит буддийский шраман Бато, известный

также под именем Фото - «Будда То». На изображениях можно встретить

его облик: невысокого роста, с темной кожей, огромными навыкате глазами.

Бато направляется прежде всего в город Лоян, известный своими

поклонниками буддизма среди придворной аристократии. С позволения и

при немалой поддержке