'замок локтя' Что такое Hiji-jime?
Hiji-jime-это техника, в которой выполняется давление на сустав в на-
правлении, противоположном естественному сгибу, то есть техника, относя-
щаяся к типу gyaku (что в примерном переводе означает 'замок'). Не все
приемы айкидо, включаюшие сгибание суставов, относятся к gyaku. Kime-это
сгибание сустава в направлении естественного сгиба, но чуть больше, чем в
норме. Все разновидности описанных выше nikajo и sankajo, а также
об`ясняемой ниже техники kote-gaeshi, относятся к kime. * Нужно запомнить
следующие моменты#
В Hiji-jime рука uke выпрямлена, его кисть крепко удерживается, и дав-
ление на локоть производится за счет всего веса тела. На фотографиях tori
защищается от удара, который uke направляет ему в голову, с помощью
tegatana, раскрывает корпус вправо, отводит руку uke вниз и далее по кру-
гу, выпрямляет его локоть, ловит кисть и делает большой шаг вперед правой
ногой, чтобы затем перенести вес тела вперед, надавливая на локоть uke.
стр. 116-117 1.Mune-mochi Hiji-jime (B) 'Хват за грудь$ замок локтя'
Когда uke хватает tori за отворот кимоно и толкает, tori раскрывается
вправо, вращаясь на колене, и ловит локоть uke под свою левую руку. 1. Оба
партнера в положении seiza. Uke правой рукой хватает отворот кимоно tori c
левой стороны. Tori отодвигается налево и наносит atemi правой рукой, од-
новременно захватывая левой рукой правое запястье uke снаружи. 2. Вращаясь
на левом колене, tori поворачивается почти на 180 вправо, захватывая ло-
коть uke под свою левую руку. Левая рука tori давит на тыльную сторону
кисти uke. * локоть uke должен быть крепко зажат под рукой tori. 3. Держа
запястье uke обеими руками, tori продолжает поворот вправо (до 180 о от
исходного положения), переводя uke на ковер за счет движения вперед. 4-5.
Выводя вперед правое колено и поворачиваясь лицом к uke, tori тянет руку
uke к себе с одновременным давлением вниз. * Держать запястье uke прижатым
к груди. стр. 118-119 Kokyu-ho 'Дыхательный метод' Что такое Kokyu-ho?
В обычном разговоре японцев можно часто встретить слова 'kokyu ga au',
означаюшие единый настрой двух людей. Это качество очень важно в практике
айкидо# при настройке на противника легче победить его, а при отсутствии
настройки невозможно выгодно использовать ошибки в его защите. Иными сло-
вами, настройка на противника - основа айкидо$ умственный настрой означает
настрой силы.
Kokyu-ryoku ('дыхательная сила'), включающая shuchu-ryoku - умение
концентрировать силу в определенной точке тела, может быть развита при ре-
гулярной длительной отработке определенных приемов. Один из таких приемов
описан ниже. Он называется suwari-ryote-mochi Kokyu-ho. * Нужно запомнить
следующие моменты#
Оба партнера в положении seiza. Синхронизируя свое движение с тянущим
движением uke, tori поднимает обе руки над головой, смещая центр тяжести
uke вверх, укладывет uke на ковер и удерживает за счет 'активной концен-
трации силы'.
Эта техника полезна для тренировки синхронности движений, концентрации
силы и, особенно, контроля противника за счет Kokyu-ryoku и активной кон-
центрации силы.
Как уже было сказано выше, suwari waza - это базовая техника, предна-
значенная для укрепления таза, ее регулярная отработка улучшает tachi
waza. стр. 120-121 1.Kokyu-ho 'Дыхательная техника'
Когда uke тянет tori за обе руки, tori поддается этому движению, дела-
ет толчок впереди вверх, как бы поднимая меч, и рубяще движение по диаго-
нали влево, бросая uke на правый бок. Эта техника дает основу для развития
умения направлять силу вдоль одной устойчивой линии, связывающей ноги,
корпус и руки. 1. При исходном положении seiza обоих партнеров uke захва-
тывает снаружи оба запястья tori и тянет. Tori усиливает движение uke,
резко двигая руки вперед и вверх, как бы поднимая меч. 2. Поднримая руки и
опираясь на пальцы ног, tori выпрямляет корпус и начинает выводить uke из
равновесия за счет движения вбок. * При толчке поток силы должен быть на-
правлен от ног через колени, таз, верхнюю часть корпуса и руки. Кроме то-
го, при толчке таз на должен сильно отрываться от пяток. 3. Двигая свое
левое колено влево, tori делает рубящее движение вниз в левую сторону
обеими руками. 4. За счет толчка и рубящего движения вниз двумя руками
tori полностью выводит uke из равновесия, заваливая его назад. * Нельзя
допускать, чтобы руки сгибались, рубящее движение должно выполняться за
счет tegatana. 5. В тот момент, когда