Динамическое айкидо
Гозо Шиода
(перевод с японского на английский язык Джеффри Гамильтона)
Содержание
Предисловие
Предисловие переводчика
История айкидо
Раздел 1. Природа айкидо
Раздел 2. Стойки и перемещение
Раздел 3. Базовая техника
Shiho-nage ('Бросок на 4 стороны')
Ikkajo Osae ('1ый способ контроля')
Nikajo Osae ('2ой способ контроля')
Sankajo Osae ('3ий способ контроля')
Yoankajo Osae ('4ый способ контроля')
Sokumen-irimi-nage ('Бросок боковым входом')
Shomen-irimi-nage ('Бросок встречным входом')
Hiji-jime ('Замок локтя')
Kokyu-ho('Дыхательная техника')
Tenchi-nage ('Бросок неба и земли')
Kote-gaeshi ('Скручивание кисти наружу')
Раздел 4. Практическое применение
Словарь терминов
Предисловие
Цель этой книги - изложить основы айкидо в форме учебного пособия для
начинающих. Описываемые приемы, включающие основные базовые движения, вы-
браны из ежедневно используемых в учебном центре Tokyo Yoshinkan.
Я старался, по возможности, дать простую классификацию приемов и опи-
сать их простым понятным языком. Однако, многие моменты в айкидо, как и во
всех японских боевых искусствах, не могут быть адекватно об`яснены словами
и фотографиями. Но, хотя эта книга ни в коем случае не сможет заменить
квалифицированного учителя, я надеюсь, что она будет полезным дополнитель-
ным пособием при индивидуальном обучении.
Я очень благодарен Сейши Терада, Такаши Кушида, Киоиши Иноуе, всем ин-
структорам центра Yoshinkan, которые на фотографиях изображают моих про-
тивников, а также тем ученикам, которые тоже тратили на это время и энер-
гию. Я также признателен своим старшим коллегам и деректорам центра за по-
мощь и советы по подготовке этой книги. Наконец, я должен поблагодарить
Джеффри Гамильтона за перевод этой книги на английский язык и составление
раздела по практическому применению.
Гозо Шиода
Предисловие переводчика
Поскольку эта книга исходно предназначена для читателей-японцев, она
подразумевает знание основ истории и культур Японии. Более того, для опи-
сания техники японских боевых искуств используетя определенная терминоло-
гия, которая может быть понята или угадана большинством японцев, но не
имеет смысла в прямом переводе.
Следующие пояснения написаны с целью объяснить или уточнить некоторые
из этих моментов для западного читателя.
САМУРАИ: Еще всего около 100 лет назад Япония была феодальной страной.
Земля была разделена на отдельные владения, а общество - на 4 устойчивых
слоя. Низшими были купцы, над ними - ремесленники, затем фермеры и, нако-
нец, класс воинов - самураи.
Самурай работал на помещика-феодала. За получаемую плату от него тре-
бовалось защищать своего хозяина и , если нужно, умереть за него. После
1600 г. гражданской войны в Японии не было, и в следующие два с половиной
века самураи как класс были в основном связаны с управлением, однако, их
обязанности по-прежнему включали практику боевых искусств (именно в этот
период эти искусства были разделены по направлениям и классифицированы), а
также основы самодисциплины и философии, в частности системы дзэн.
ПУТИ: Исходным Японским словом для обозначения боевых искусств было
bujutsu- первая часть 'bu' означает 'военный', вторая 'jitsu' значит 'ис-
кусство'. После окончания феодального периода в Японии (с 1860-х гг.) эти
искусства изучались меньше с точки зрения практического применения и боль-
ше внимания стали уделять элементам философии. Это изменение отразилось в
замене второй части названия на 'do', что имеет абстрактное значение
'путь' в смысле, подразумеваемом в системе дзэн, то есть практика, ведущая
к просветлению. Так, kenjitsu стало называться kendo, kyujitsu - kyudo, и
т.д. стр.10
АЙКИДО: Основной принцип айкидо- 'настройка' на противника, позволяю-
щая предчувствовать его намерения и делающая возможным выгодное использо-
вание его движения. Этот принцип дал айкидо его название: 'ai' значит
'встретить', 'ki'- дух, и 'do' - 'путь' в философском смысле объясненном
выше.
Айкидо и меч: В объяснении приемов айкидо постоянно упоминается ис-
пользование меча. Следует сказать, что имеется в виду японский меч, кото-
рый обычно держат двумя руками и направляют прямо вперед корпуса, при этом
руки находятся на уровне солнечного сплетения, а плечи и таз развернуты по
отношению к противнику.
При ударе в kendo (японская техника) движение начинается с таза. Когда
меч поднят ( а именно это положение наиболее часто упоминается в айкидо)
создается