Из книги Восточная демонология: От народных верований к литературе.- М.: 'Наследие', 1998. - с.214-257.
Представления евреев о разного рода вредоносных духах по всей видимости, довольно давно (по крайней мере с эпохи 2 Храма) отличались значительным своеобразием; в сефардских и восточных общинах они имели ряд особенностей. Так как, согласно религиозной традиции, все: как добро, так и зло, исходит от Яхве. а не от сил тьмы, то злые духи и демоны рассматриваются как Его слуги, которых Он посылает в мир с определенной целью, осуществляя Свою волю как посредством ангелов, так и злых духов. Таким образом, демонология в значительной мере сливается с ангелологией - учением об ангелах (mal'ahim). Косвенным подтверждением этому может служить характер демонологии в традиции самаритян (иудейской секты, полностью обособившейся в V в до н..). Она мало разработана и очень скудна; в самаритянских рукописях сюжеты с участием злых сил и имена демонов (за исключением Белиала - Belial) почти не встречаются [Gaster 1925, с. 81]. Вероятно, до Вавилонского плена древнееврейская демонология по своему характеру была сходна с самаритянской. Тенденция рассматривать демонов как врагов Бога возникла в более поздней традиции. Только у некоторых талмудистов (вслед за апокрифической литературой - кн. Еноха, кн. Юбилеев, Завет Соломона и др.- прослеживается тенденция изображать демонов как богоборцев, падших ангелов. С некоторыми из них, существовавшими до сотворения мира, Яхве вступает в борьбу (таковы чудовища Левиафан, Рагаб, Бегемот и др.).
Левиафан - огромное морское чудовище, царь бездны (tehom) и первоначально ее олицетворение, властитель морских глубин и их обитателей. Море, морская бездна представлялись древним евреям непознаваемым и опасным. Оно - тайна, окутанная густым облаком или непроницаемой тьмой (Иов.38:16); никто не может проникнуть в тайны бездны и выйти безопасно из ее бурных вод, кроме Божественной Мудрости (Бен Сира. 24: 5-6); размеры и глубину морской пропасти под силу измерить только Яхве (в некоторых мидрашах утверждалось, что это вообще невозможно). С морем связано множество легенд [Patai 1983, с. 97-98]. Таким образом, Левиафан, царь бездны и первородных вод, выступает также как олицетворение первобытного хаоса. В битве, предшествовавшей сотворению мира, Яхве умертвил женское подобие Левиафана, чтобы эта пара чудовищ не разрушила мир, и сделал одежду для Адама и Евы из ее шкуры. Глаза Левиафана по ночам освещают морские глубины, а от его дыхания закипает вода [Unterman 1991, с. 119]. Здесь мы видим широко распространенный мифологический мотив борьбы бога-творца с силами Хаоса. Несомненно, по-видимому, воздействие вавилонского сюжета о борьбе Мардука с чудовищем Тиамат [Hooke 1933, с. 14] или ханаанского мифа о победе Баала над морским драконом - чудовищем Хаоса, которое позднее в псалмах было отождествлено с Левиафаном (Пс. 74:14) [Heaton 1956, с. 215]. Он упоминается также в арамейской надписи из Ниппура - заклинании против демонов, где в частности говорится о Море и обитающем там Левиафане [Gaster 1969, с. 576]. Возможны также реминисценции ханаанских мифов об Алейян-Баале, божестве, 'ответственном' за подземные источники и подземные воды. Впоследствии в ТаНаХе [1] это нашло неясные отзвуки во фрагментах мифа о борьбе Яхве и божества водной стихии [Patai 1947, с. 62-63].
По одной версии, после прихода Машиаха (Мессии) Левиафан будет сражен архангелом Габриэлем, по другой - два чудовища, Левиафан и Бегемот истребят друг друга, а их плоть станет пищей на пиру праведников (Abot. 4:22). В каббалистической традиции Левиафан иногда отождествляется с 'царем демонов' Самаэлем [Treasury 1972, с. 620-630; Unterman 1991, c 229]. В фольклорных произведениях Левиафан упоминается сравнительно редко, в основном в цикле легенд, связанных с Царем Соломоном и чудесным червем Шамиром, помогшем ему построить Храм.
Рагаб (rahab), по-видимому, тоже считался морским чудовищем, отождествлявшимся с драконом первородного Хаоса, над которым Яхве некогда одержал победу (Иса. 54:9-10) (подробнее см.: [Gaster 1969, с. 576]).
Бегемот (behemot, мн.ч. чудовища), впервые упоминается в кн.Иова, 40. Это гигантское сухопутное чудовище, эквивалентное морскому Левиафану. Бегемот высок, как 1000 гор и пьет воду в таких количествах, что из Рая изливается специальный поток для утоления его жажды. Раз в году, в месяце Таммуз он издает ужасный рев, нагоняя страх на диких зверей, которые подчинены его власти [Unterman 1991, с. 34].
В еврейской традиции имеется несколько