А. С. Сидоров

Знахарство, колдовство и порча у народа коми: мате

он не в силах был исправить своей шутки (возвращение, по-видимому, мыслилось по принципу парциальной магии).

Упомянутый выше Яков из Мыелдина однажды поспорил с ижемцем и за это будто бы был превращен последним в лебедя. Три дня он летал в таком виде. Принужден был вести образ жизни обычных лебедей: спускался на озеро для кормежки, 'перелетал моря', переносил смертельные опасности: какой-то охотник однажды выстрелил в него, но, к счастью, не попал.

Превращения и другие колдовские результаты достигаются колдунами определенными магическими приемами и средствами. Одним из таких средств является сила заговора. Слово, по мнению коми, 'пуще стрела'. Слово, особенно в устах знающего колдуна, неотразимо действует не только на человека, но и на внешний мир. Если колдун скажет соответствующее слово, то даже 'дерево засохнет'.

ИНВЕНТАРЬ КОЛДУНОВ

Помимо этого имеется у колдунов и соответствующий инвентарь для своего промысла. Так, они часто применяют травы для лечения, многие лекарства приготовляются ими самими, наконец, они не игнорируют и медицинскими средствами, поскольку имеют о них то или иное представление.

То, что называется народной медициной, известно колдунам больше, чем кому-нибудь другому из деревенского населения. Само собой разумеется, что от применения сильнодействующих веществ сплошь и рядом бывают несчастные случаи. *

В других случаях пускаются в ход магические приемы. Ими колдун пользуется в своих интересах и в интересах тех, кто к нему приходит. Этими мерами колдун 'прозревает' будущее, портит людей и скот ненавистных ему лиц, наконец, своими заговорами и заклинаниями может будто 6м распоряжаться зверями, которые начинают собираться в этом случае прямо в сенях лесной избушки. Особенных эффектов достигают знахари при посредстве воды. Вода является излюбленной стихией колдунов. В воде они в состоянии ходить как пocyxy, в ней они неуязвимы. Если воды мало, могут умножить ее в любом количестве. Очень часто они производят опыты над любопытными для доказательства своей силы. Тогда в комнату они напускают воду, которая начинает на полу прибывать все выше и выше, так что публика начинает спасаться в верхних частях избы. Затем приплывают откуда-то утки и начинают плавать и кормиться в воде. В реальность этих явлений коми не особенно верят, но вместе с тем многие из них видели подобные опыты. Объясняют факт тем, что тут колдуны действуют на зрение (<…>) таким образом, что глаза у всех начинают видеть то, чего нет, т. е. колдуны действуют внушением.

Что такие опыты действительно проделываются некоторыми лицами, об этом свидетельствуют многие очевидцы. Мне рассказала одна лопидинская женщина, очевидец аналогичного случая, как знаменитый небдинский колдун Сп. наказал одного крестьянина тем, что наслал на него трясучку из-за того, что последний, заподозрив его в краже денег, догнал его, идущего на охотничий промысел, с должностными лицами и обыскал его. После этого он и показал свой фокус напущения воды в избу.

При такого рода утверждениях, хотя бы они и были искренни, нужно принимать во внимание то обстоятельство, что у суеверных субъектов с течением времени реальное вполне может перепутаться с теми суеверными представлениями, которые, будучи вложены еще с детства, являются настолько же реальными, как и действительные события; поэтому очень легко им, незаметно для самого себя, воображаемое выдать за реальное.

На Печоре колдунов, между прочим, наделяют свойством почти всеведения: слышит будто бы он - где, кто и что говорит, независимо от расстояния, знает - что у кого есть скрытного и т. п.

Корткеросский И. В. был настолько силен, что 'своим колдовством останавливал пароход'. При своих поездках он никогда не спешил на пароход, хотя бы последний уже и отходил, говоря: 'ничего, подождет'. И действительно, пароход не в состоянии будто бы был отойти раньше, чем И. В. садился на него: на пароходе все время то одно, то другое оказывалось неисправно.

Существует поверие, что колдовская сила зависит также и от образа жизни колдуна. Человек, распущенный в половом отношении, не может быть сильным колдуном.

ПЕРЕДАЧА КОЛДОВСКОЙ СИЛЫ

Передача колдовской силы происходит различным путем. Но общим местом всякого способа является некоторое обучение и восприятие особой силы или посвящение желающего в тайны колдовства, при котором он получает особую силу. В настоящее время считается, что эта сила бесовского происхождения; она, обычно, получается через знахаря. Кровное родство здесь не играет особой роли, хотя обычно всегда