и был недоволен неполнотой ответов; вопрос о ценах он считал несущественным, а то, что в метро стало мень¬ше красивых женщин,— очень существенным. Мою вер¬сию о том, что красивые женщины пересели в автомоби¬ли, он одобрил, а версию о конкуренции как основе цено¬образования — высмеял. Его высокий уровень социальной компетентности при отшельническом образе жизни удив¬лял меня.
—У тебя есть паспорт?
—Спрятан возле города.
—Откуда?
—Море и горы дают все. Когда я нашел этот паспорт, его владельцу уже нельзя было помочь.
—А настоящий?
—Настоящие документы давно истлели.
—Ты где-то прописан?
—Зарегистрирован.
—Как ты это делаешь?
—В следующий раз ты немного поможешь мне и узна¬ешь.
—Как ты можешь знать, не бывая в городе?
—Я знаю города так же хорошо, как море или горы.
—Откуда?
—Я прожил в городах много дольше тебя и еще соби¬раюсь жить в них.
—Как давно ты начал так жить?
—Сослали меня в Якутию еще как правого эсера. Я сра¬зу ушел на восток, к океану.
—Но и здесь люди жили: Охотск, Ола, Гижига, Марково...
—И здесь достали. В двадцатых я имел бартер с япон¬скими капитанами. Потом, при Дальстрое, вылечил одно¬го старого несчастного особиста. Он сказ&а, что мне гро¬зит за этот бартер.
—Он был прав?
—Компаньоны, которые не решились уйти, умерли в лагерях.
—Может, они действительно могли сообщить японцам что-либо стратегически важное?
—Конечно. Здесь была целая рота медведей и дивизия зайцев**.
—Как ты ушел?
—На юг, потом на запад по Охотскому тракту. Советские им уже мало пользовались. В Олекминске купил документы.
—Что ты брал у японцев?
—Все. Даже купил жену.
—Японскую?
—Да, тогда это было обычно.
—Именно купил?
—Я попросил, и через год мне привезли девушку.
—Много привозили японских девушек?
—В XVIII—XIX веках японцы, китайцы, корейцы, американцы постоянно кого-нибудь привозили и уво¬зили.
—А русские?
—Русских, конечно, было больше. Они с XV века при¬ходили по суше всем отрядом или караваном, а не едини¬цы, как с кораблей.
—Что стало с той японской девушкой?
—На следующий год отправил домой. Им очень плохо здесь зимой.
—У вас был ребенок?
—Нет. Быстро понял, что придется отправить. Боялся, что зиму не переживет.
* На мой взгляд, сознание Шамана всегда является предельно ясным, а озабоченным или суетящимся его невозможно даже представить.
**До 1929 г. (основание Нагаевской культбазы) на месте, где стоит Магадан, никто нежил постоянно.
08.11
Обсуждая вопросы взаимодействия с Духами, Шаман ут¬верждал, что именно мой язык мешает мне понять, что такое «Духи». Когда я рассказал ему гипотезу лингвис¬тической относительности и детерминизма*, Шаман за¬явил, что мой язык вносит ограничения и в саму гипо¬тезу. Он считает, что ее следовало бы сформулировать и назвать гипотезой относительности практик, так как че¬ловек вообще не может говорить о том, что не практи¬кует.
—Почему язык может меня ограничивать?
—Слова твоего языка обозначают предметы и действия, но мир не состоит из предметов и действий.
—Из чего же он состоит?
—Из того, что ты о нем думаешь.
—Я спрашиваю о реальности.
—Ты можешь думать только о том, что ты делаешь, и это твоя единственная реальность.
—А как думать о другой реальности?
—Ты видишь летящую чайку и говоришь: «Чайка ле¬тит». Это твоя реальность. Древний чукча говорит слово, обозначающее: «Дух побережья проявляет себя в чайке, и я понимаю этот знак». Он это делает, такое понимание — часть его практики, и это — его реальность.
—А есть единая реальность для всех?
—Только на уровне совпадения практик.
*Гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа
08.11
Решил для опыта освоить какую-нибудь новую для себя практику. Составил мантру для саморегуляции и про¬изнес ее триста раз, стараясь чувствовать и представ¬лять. Совершенно успокоился и вдруг заметил, на¬сколько встревожен шныряющий вокруг белый горностайчик.
—Новая практика позволяет сразу замечать что-то но¬вое, чего раньше не замечал?
—То, что случилось с тобой сейчас, редкая удача. Обыч¬но практика должна долго осваиваться и реализовываться для изменения мира.
—Почему мир изменяется?
—Сознание человека выделяет из множества свойств мира лишь те, которые полезны для его деятельности. Из этих свойств и строится образ мира. Соответственно, твой образ и образ другого одинаковы лишь в той части, где вы одинаково практикуете.
—Как это?
—Сравни оленя для эвелна и оленя для горожанина.
—Понял. Разнообразя практики, я буду увеличивать только свой образ или свой мир?
—Мир, осваиваемый через образ.
—То есть человек может начать жить