В.П.Серкин.

Хохот Шамана

физи¬ческой работы в холоде, воде, железе и рыбьей чешуе отрицательно влияют на потенцию. Но если в это время и в первые дни в городе делать специальную гимнастику, по¬тенция, наоборот, накапливается».

В 20-минутный комплекс упражнений «специальной гимнастики» я включил (по принципу «прежде всего не вреди») тонизирующие и общеукрепляющие упражнения из йоги, каратэ, чукотских танцев и придуманные мною упражнения на укрепление сфинктерных мышц. Занимались по три-четыре раза в неделю все, кроме Кузьмы, ко¬торый и так уникально уверен в себе.

В тот год браконьеры подарили мне бочонок икры.

* Кличка капитана браконьеров, конечно, изменена, так как бригада работает и сегодня.

РИТУАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ КАК ПРАКТИКА ДЕЛОВЫХ ИГР ПРОШЛОГО

Сегодня деловые (ролевые, проблемные, деятельностные и другие) игры применяются для тренинга совместной де¬ятельности, координации действий участников. Чаще все¬го эти игры применяются там, где не разработано доста¬точное количество языковых средств для передачи прак¬тики и их разработка затруднена.

На ранних ступенях развития языка дефицит языковых средств ощущался и при реализации многих видов совме¬стной практики, которые на более поздних этапах хорошо описываются. Человеку, как и сегодня, для координации действий участников приходилось прибегать к различным формам тренинга деятельности, независимо от того, как это осознавалось и интерпретировалось.

Одной из весьма развитых для человечества форм мо¬делирования совместной практики являлись ролевые ри¬туальные танцы. Участие, например, в ролевом танце «охо¬та», в котором ребенок или подросток принимал участие сначала в «массовках», играя роль загонщика или челове¬ка, сидящего в засаде, являлось мощным средством партиципативного (сопричастного) обучения действиям в про¬цессе настоящей охоты. Наверное, настоящая охота после ритуального танца, при прочих равных условиях, должна была быть более «удачной»: участники, особенно начина¬ющие, узнают цели своих действий и действий других уча¬стников. Обобщенное знание применяется в конкретных условиях и позволяет координировать действия при дос¬тижении совместной цели. Аналогичным образом моде¬лировались и другие виды совместной практики.

Таким образом, ритуальные танцы, предназначение которых осознавалось как вид сотрудничества с духами, являлись, кроме этого, распространенным средством партиципативного обучения и передачи опыта.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ о ШАМАНЕ

(Магадан, городская библиотека им. О. Куваева, 11.11.2002)

В.: Почему книга называется «Хохот Шамана»?

О.: Существует представление о шаманах как о мрачных людях со зловещим взглядом, поющих низкими гор¬танными голосами в полутемной яранге в отблесках костра. Здесь описан совершенно другой человек, тонкий, ироничный, веселый и саркастичный. Назва¬ние выбрано, чтобы подчеркнуть сарказм и юмор ре¬ального Шамана.

В.: Несколько месяцев назад мы встречались с необыч¬ным человеком, он называл себя Миша и занимался целительством. Он не подтверждал и не отрицал, что он — Шаман. Не он ли это?

О.: Нет. Первая книжка «Хохот Шамана» вышла в Мага¬дане около двух лет назад. Уже через полгода появи¬лись люди, утверждавшие, что эта книжка о них. Наверное, Вы встретились с одним из них. Шаман в Магадане общался только со мной, двумя моими зна¬комыми, с одним человеком из криминальных кру¬гов и с одним из милиции, чтобы оформить докумен¬ты. Для заработка он выполнил за месяц несколько десятков заказов по установке ванн, унитазов и водо¬проводных систем. Никто из заказчиков не заподоз¬рил, что он общается не просто с квалифицирован ным сантехником. Заработав на несколько месяцев жизни, Шаман уехал. Он прошел по городу незамет¬но. И он никогда не расскажет о себе ничего мало¬знакомым людям.

В.: Почему именно эти темы раскрыты в книге?

О.: Я не думал о книге, когда начал вести записи. Обыч¬но спрашивал о том, чем мы занимались, или о том, что по ассоциации возникало в сознании. В этом смысле текст можно сравнить с чукотской дорожной песней: «Что вижу, о том пою». Записей очень много. Возможно, когда-нибудь я их структурирую и обоб¬щу. Книги — первый этап обработки записей.

В.: Вы научились у Шамана чему-нибудь практически полезному?

О.: Огромное количество записанных советов, алгорит¬мов, методик и рецептов заставляет думать о книге «Советы Шамана». К сожалению, я не могу быстро писать книги, так как основной ресурс времени за¬нимает работа в университете.

В.: В книге Вы пишите о лишнем весе. Сейчас я не вижу у Вас лишнего веса. Может быть, Вам помог Шаман?