Неизвестно, увидимся ли мы?
—Зачем ты едешь в ЦРС?*
—Я был в городах в другой стране, еще до Горбачева. Сейчас не чувствую себя компетентным. Это очень цен¬ная практика.
—Что в этом ценного?
—Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мышле¬ние деградирует, так как он не решает новых задач.
—Но он все более хорошо решает привычные задачи.
—Он их уже не решает, а обкатывает. Он «экономит» мышление, живя привычным образом. Потом он начина¬ет избегать новых задач...
—Новые задачи нужны для мышления?
—Для всего: ума, тела, чувств.
—А тебе не тревожно?
—Конечно. Но этой тревоге нельзя дать перерасти в избегание нового.
*ЦРС — центральные районы страны, привычная магаданская абб¬ревиатура.
30.10.2000
Стоим на ветру у автовокзала, ждем рейсовый автобус, на котором уезжает Шаман. Уезжает в другую страну, в дру¬гие отношения, чем были тогда, когда он последний раз уходил на побережье. Шаман, как всегда, спокоен. Ему, наверное, интересно увидеть и пожить в «новой серии» социума. Немного завидую. Шаман давно выполнил все свои социальные обязательства и свободен от них, так как потом не набирал новых. Завтра он начнет осваивать но¬вые для себя практики и перемещаться в новый мир.
—Как человек становится консервативным?
—В повседневной жизни человек похож на автомат. Например, годами моется, бреется, ест совершенно оди¬наково, не замечая этого.
—Это плохо?
—До определенного предела неплохо.
—Что за предел?
—Если человек долго не меняет ничего в своей жизни, автоматизм проникает в его мышление. Например, он на¬чинает повторяться, думая, что говорит что-то новое. Ок¬ружающие замечают это.
—Как бороться с этим?
—Изменяйся, совершенствуй свои практики, осваивай новые. Человек — не пруд, а искрящийся бурлящий поток.
—Еще вопрос. Твой Хохот — особая практика пони¬мания?
—Смотри-ка. Только три года прошло, а ты уже заме¬тил! — Хохочет.
—Автобус-то маленький и серенький.
—Так незаметнее.— Хохочем вместе.
Люди оглядывались на меня, но я еще несколько се¬кунд смеялся и махал рукой вслед автобусу. А в автобусе хохотал Шаман и махал мне.
1999 -2000
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В ноябре Шаман уехал в Москву по зимнику через Нерюнгри и Якутск, чтобы в Магадане не записывать паспорт¬ные данные. Он был не против публикации записей, но просил начать это после его весточки. В ночь на 2001 год я получил поздравление с виртуального ящика. Шаман со¬общил, что будет несколько лет жить в большом русском городе. Я сознательно не узнавал его имя по паспорту, по¬этому найти его невозможно. Кажется, я начал понимать его путешествие. Трудно объяснить. Наверное, придется постепенно подбирать словесные структуры, как и для объяснения благодарности Волка. Пока могу отметить, что Шамана не очень интересуют путешествия в только про¬странстве, так как он движется еще и во времени. Такой туннель.
Большой массив записей разговоров 1997—2000 гг. я продолжаю прорабатывать и готовить к публикации.
ПРИЛОЖЕНИЯ
24.03.2001.
Просто диалог
—Интересно было бы на него посмотреть.
—Знаешь, по улице пройдешь рядом и не обратишь внимания. Мужик и мужик.
Далеко не все диалоги удается вспомнить и записать. Час¬то мы ведем длинные разговоры, сидя в лодке или шагая по побережью. Чтобы «не потерять» высказанные Шама¬ном мысли, приходится записывать их уже своим текстом. Привожу примеры таких текстов, которые я планирую издать отдельно*.
*По публикации: Серкин В.П. Проблемы системы образования ко¬ренных народов Северо-Востока России в конце XX в. — Магадан: Кордис, 1998.
МАГИЯ КАК ОБЫДЕННАЯ ПРАКТИКА ДРУГИХ
Человек (существо), являясь членом сообщества (существ), является одновременно и представителем его культуры. Предположим, что человек, включенный в культуру 1 (К1), имеет представление о пяти деятельностях (Д1....Д5) или знает, как получить продукты (П1....П5) этих деятельностей.
Другой человек , включенный в другую куль¬туру 2 (К2), имеет представление о тех же пяти деятельностях и еще об одной, шестой (Д1....Д5, Д6), или знает, как получить продукты (П1....П5, П6) этих деятельностей.
Представитель первой культуры (Ч1) не знает и пред¬ставить себе не может деятельности (Д6), при реализа¬ции которой можно получить продукт (П6). Для него П6— продукт, полученный неизвестным и невообрази¬мым путем, то есть магический продукт, а Д6 — неизвес¬тная и невообразимая практика, то есть магия. Это опи¬сание позволяет понять, почему взрослый иногда высту¬пает перед ребенком как маг. Человек может быть магом и для группы