жил. Тело стало таким, что держаться за него не хотелось. Хотя умер не от голода, мог охотиться. Хотел посмотреть на меня, прибегал пару раз на то место, а я не догадался. Он иногда пользовался тем, что я ему от¬дал, и неплохо получалось. То, что я ему подарил, у меня не убыло, как и у него то, что он подарил мне. Когда-ни¬будь многие так будут делиться со многими.
Перед смертью его мир перед ним проходил образами. Как круги многоярусные. Все одновременно, но без пута¬ницы, четко. Вот это мир! То, что для нас непостижимо — снежные люди, бурунги (безобидные, но «цепляют»: крив¬ляются все время, пародируют, рожи строят, считают себя умнее)*, лешие, гаргуши, другие звуки, запахи, цвета, Ритмы — для него обыденно и известно (означено). Он мне все показал, поделился. Знал, что я буду помнить. По вол¬чьим меркам, мы живем невообразимо долго. Я ему тоже показал городские образы. Ему ново, как мне его мир.
Потом пошел снег. Волк смотрел на звезды, пока их не закрыло снегом.
2000
*Охотники не знают про бурунгов, но некоторые чувствуют их на¬смешку и приходят в «беспричинное» раздражение, вплоть до стрель¬бы в их направлении.
Хохот Шамана
15.08.1999
Мои городские проблемы привели к кризису. Чувство не¬определенности тревожило, не давало сосредоточиться и заняться каким-нибудь делом или спокойным обдумыва¬нием ситуации. Шаман заметил это и подробно расспро¬сил о моих делах.
—Почему ты не спрашивал раньше?
—Не хотел ввязываться в твои дела.
—Ты бы мог спросить и не ввязываясь.
—Если ты спрашиваешь о проблемах человека и он отвечает тебе, ты обязательно ввязываешься в его дела.
—Люди постоянно интересуются делами друг друга.
—Они постоянно ввязываются в дела друг друга. И они постоянно ввязывают других в свои дела.
—Как это?
—Рассказывают другим о своих проблемах.
—Это делается умышленно?
—Примерно половина людей делает это умышленно.
—Значит, ты, слушая меня, ввязываешься в мои дела? -Да.
—Но почему?
—Если нужно привычное объяснение, то знай, что че¬рез некоторое время я собираюсь пожить в городах. И рас¬считываю на твою помощь в первые дни.
—Почему именно я?
—Человек интуитивно чувствует, кто для него свой, а кто чужой. Поэтому же и ты хочешь общаться со мной.
—Как же ты будешь жить среди людей?
—Я — человек.
—То есть ты — как человек? Шаман захохотал.
—Ты по-настоящему пошутил.
—А всерьез?
—Сейчас благоприятное время для освоения одной не¬длинной городской практики.
—Что значит — недлинной?
—Года три.
—А что это за практика?
—Поработаю официантом или даже открою свой ресторан.
—А потом все бросишь и вернешься сюда?
—Не брошу, закончу практику. Вернусь, конечно, в эти края. Но не сюда.
—Сейчас, наверное, осталось немного безлюдных мест здесь?
—Да, около миллиона квадратных километров.
—Ну, это ты слишком.
—Считай. Система Черского* и все, что к северу на во¬сток и запад,— раз. Анадырьское плоскогорье и все, что на восток и северо-восток,— два. Большая часть Восточно-Сибирского плоскогорья по линии Магадан — Якутск и южнее — три. Уже миллиона полтора.
—Там есть племена, неизвестные растения, животные?
—Все есть. Главное — особые цивилизации и особые практики.
* Система Черского (Цепи Черского) — горная система примерно 1000 км длиной с юга на север и 300 км шириной.
16.08.1999
В эти дни мы говорили очень редко и коротко. Но каждый разговор странным образом укреплял меня.
—Почему мы не берем ружья?
—Мы идем ставить петли. Ружья не дадут сделать это хорошо.
—Почему?
—Чтобы хорошо поставить петли, мы должны рассчи¬тывать только на петли.
—Всегда нужно иметь один вариант?
—Нет. Тогда ты будешь упускать шансы.
—Когда нужно иметь несколько вариантов, а когда один?
—Сейчас взять ружья было бы проявлением слабости, в другой ситуации — не взять было бы слабостью.
—Как узнать, какая ситуация?
—Человек всегда знает это, если прислушается к себе.
—Откуда?
—Все так называемое новое знание — проявление того, что ты знаешь всегда.
16.08.1999
Совсем редко Шаман что-то сообщал мне без моих вопро¬сов. Сначала я относился к таким сообщениям как к лече¬нию, поскольку обычно Шаман рекомендовал что-то без вопросов больным. Чуть позже стал понимать, что Шаман дает мне не рекомендации, а особую информацию.
—Почему ты думаешь, что мне не хватает глубоких от¬ношений с людьми?
—У тебя нет гормональной болезни, но есть лишний вес.
—Лишний вес от того, что нет полноценного общения?
—Да, задумайся о своих отношениях с окружающими.
—А я думал, что от неправильного питания и сидячей работы.
—Это — следствия.
17.08.1999
Шаман