час я почувствовал, что узнал что-то новое. Это не внушение. Я действительно стал изредка видеть чело¬века, как кристалл.
1999
Не бойся
21.06
Хотя у меня всегда особой спички, Шаман не использует их. Зажигая костер, он практикует другие способы.
О первом я слышал и раньше. Это модификация тра¬диционного для северных народов способа. Шаман носит небольшую дощечку с двумя высверленными углубления¬ми и тетиву*. На стоянке он натягивает тетиву на согнутую ветку, а другую ветку закручивает в тетиву. Конец закру¬ченной ветви он вставляет в высверленное отверстие и де¬лает «луком» пилящие движения. Веревка раскручивает¬ся, закрученная ветка очень быстро вращается и трется о дощечку, нагревается и поджигает трут**. Это трудоемкий способ, и научился я ему далеко не сразу.
Второй способ мистичен. Шаман просто ставит ладонь сантиметрах в десяти над трутом, и трут загорается. Этого я не понимаю и не умею.
—Зачем ты «пилишь луком», если можешь зажечь ла¬донью?
—Это разные практики, дающие два разных огня.
—Разве костры разные?
—Научись разным практикам и поймешь.
—Научи меня зажигать ладонью.
—Сначала научись другим способам и «увидь», что огни разные. А писать ли о ладони — прими решение.
—Почему?
—Никто не поверит. Ты дискредитируешь текст.
—Но иначе я должен буду подделывать текст под прав¬доподобие.
—Да. Выбери сам. Такие выборы — одна из лучших практик.
*Нужное дерево (сухость, твердость) встречается редко, приходится носить с собой.
**В телепередаче видел, как два человека пытались это сделать без «лука», просто дергая за веревку, — смешно.
21.06
Шаман долго смотрел на огонь и обернулся на вопрос. Я открыл рот, чтобы повторить вопрос и застыл, увидев не взгляд, а отражение неба в его глазах. Шаман мигнул, и стал виден взгляд.
—Ты что-то делал глазами?
—Не я — огонь.
—Что?
—Можно сказать, что лечил глаза. Лучше мозг.
—Как это?
—Глаза — часть мозга. Душа как пламя. Когда мозг на¬страивается на огонь, он настраивается правильно.
—Но огонь может быть опасен.
—Я говорю о костре, свече или другом дружелюбном огне.
—Когда ты зажигаешь ладонью костер, ты это исполь¬зуешь?
—С большой натяжкой: ладонь как линза для внутрен¬него пламени.
—А почему я видел не взгляд, а отражение неба?
—Я же не смотрел. Просто внутренний огонь общался с костром через глаза.
—Как этому научиться?
—Почти у всех людей в жизни бывают такие моменты. Вспомни их и воспроизведи. Только начинай практико¬вать в памяти, без огня.
—Почему?
—Это может быть опасно без овладения контролем. Влезешь носом в свечу.
—Чего нужно добиваться сначала?
—Начинал эту практику так давно, что помню смутно. Сначала добейся неподвижности пламени.
—Что это?
—Вспомни, как горит свеча в безветренную ночь. Ее пламя так же неподвижно, как и камень. Но протяни руку — обожжешься.
—Это обязательно?
—Без этого не будет контроля.
—Но лепестки пламени в костре не неподвижны.
—В своем времени они неподвижны, как горы или льды. Ты дальше от огня, чем я думал. Пламя живет не ле¬пестками, а башнями. Для начала просто рассмотри вни¬мательно пламя.
21.06
Мои попытки рассмотреть пламя кончались резью в гла¬зах. Я понял, что нужно узнать что-то еще или прекратить эту практику.
—Почему у меня болят глаза?
—В какой-то момент ты «входил» в пламя?
—В какие-то моменты ум как бы входил внутрь пла¬мени.
—Глаза заболели после этого?
—Не помню.
—Чтобы освоить практику, нужно наблюдать за нею. Освоение практики — усилие сознания.
—Что мне делать?
—Ты не готов. Садись подальше и начни с изучения тлеющих угольков. Постепенно привыкай.
—Хотелось бы более четких инструкций.
—Полной ясности не будет никогда. Не жди ее, привы¬кай действовать в условиях частичной неопределенности.
02.01
Долго думал, включать ли в книгу этот раздел. И если вклю¬чать, то в натуральном виде или отредактированном. По¬том стал размышлять о том, чем вызваны сомнения. От¬кровенно, сомнения вызваны нежеланием с кем-либо кон¬фликтовать. Само преподавание психологии в небольшом городе приучает думать об этом. Например, по ночам на¬чинает названивать религиозная фанатичка и кричать в трубку: «Ты рассказываешь студентам про Фрейда! Это против Учения!» Далее угрозы и оскорбления. Объяснять, что история современной психологии уже невозможна без Фрейда, бесполезно. Только вызывает новую волну актив¬ности фанатиков.
Размышления привели к выводу о том, что я побаива¬юсь таких фанатиков. Но страх не должен руководить мо¬ими действиями. Решил все описатьгак, как и было. Пусть высшие силы все расставят