В.П.Серкин.

Хохот Шамана

час я почувствовал, что узнал что-то новое. Это не внушение. Я действительно стал изредка видеть чело¬века, как кристалл.

1999

Не бойся

21.06

Хотя у меня всегда особой спички, Шаман не использует их. Зажигая костер, он практикует другие способы.

О первом я слышал и раньше. Это модификация тра¬диционного для северных народов способа. Шаман носит небольшую дощечку с двумя высверленными углубления¬ми и тетиву*. На стоянке он натягивает тетиву на согнутую ветку, а другую ветку закручивает в тетиву. Конец закру¬ченной ветви он вставляет в высверленное отверстие и де¬лает «луком» пилящие движения. Веревка раскручивает¬ся, закрученная ветка очень быстро вращается и трется о дощечку, нагревается и поджигает трут**. Это трудоемкий способ, и научился я ему далеко не сразу.

Второй способ мистичен. Шаман просто ставит ладонь сантиметрах в десяти над трутом, и трут загорается. Этого я не понимаю и не умею.

—Зачем ты «пилишь луком», если можешь зажечь ла¬донью?

—Это разные практики, дающие два разных огня.

—Разве костры разные?

—Научись разным практикам и поймешь.

—Научи меня зажигать ладонью.

—Сначала научись другим способам и «увидь», что огни разные. А писать ли о ладони — прими решение.

—Почему?

—Никто не поверит. Ты дискредитируешь текст.

—Но иначе я должен буду подделывать текст под прав¬доподобие.

—Да. Выбери сам. Такие выборы — одна из лучших практик.

*Нужное дерево (сухость, твердость) встречается редко, приходится носить с собой.

**В телепередаче видел, как два человека пытались это сделать без «лука», просто дергая за веревку, — смешно.

21.06

Шаман долго смотрел на огонь и обернулся на вопрос. Я открыл рот, чтобы повторить вопрос и застыл, увидев не взгляд, а отражение неба в его глазах. Шаман мигнул, и стал виден взгляд.

—Ты что-то делал глазами?

—Не я — огонь.

—Что?

—Можно сказать, что лечил глаза. Лучше мозг.

—Как это?

—Глаза — часть мозга. Душа как пламя. Когда мозг на¬страивается на огонь, он настраивается правильно.

—Но огонь может быть опасен.

—Я говорю о костре, свече или другом дружелюбном огне.

—Когда ты зажигаешь ладонью костер, ты это исполь¬зуешь?

—С большой натяжкой: ладонь как линза для внутрен¬него пламени.

—А почему я видел не взгляд, а отражение неба?

—Я же не смотрел. Просто внутренний огонь общался с костром через глаза.

—Как этому научиться?

—Почти у всех людей в жизни бывают такие моменты. Вспомни их и воспроизведи. Только начинай практико¬вать в памяти, без огня.

—Почему?

—Это может быть опасно без овладения контролем. Влезешь носом в свечу.

—Чего нужно добиваться сначала?

—Начинал эту практику так давно, что помню смутно. Сначала добейся неподвижности пламени.

—Что это?

—Вспомни, как горит свеча в безветренную ночь. Ее пламя так же неподвижно, как и камень. Но протяни руку — обожжешься.

—Это обязательно?

—Без этого не будет контроля.

—Но лепестки пламени в костре не неподвижны.

—В своем времени они неподвижны, как горы или льды. Ты дальше от огня, чем я думал. Пламя живет не ле¬пестками, а башнями. Для начала просто рассмотри вни¬мательно пламя.

21.06

Мои попытки рассмотреть пламя кончались резью в гла¬зах. Я понял, что нужно узнать что-то еще или прекратить эту практику.

—Почему у меня болят глаза?

—В какой-то момент ты «входил» в пламя?

—В какие-то моменты ум как бы входил внутрь пла¬мени.

—Глаза заболели после этого?

—Не помню.

—Чтобы освоить практику, нужно наблюдать за нею. Освоение практики — усилие сознания.

—Что мне делать?

—Ты не готов. Садись подальше и начни с изучения тлеющих угольков. Постепенно привыкай.

—Хотелось бы более четких инструкций.

—Полной ясности не будет никогда. Не жди ее, привы¬кай действовать в условиях частичной неопределенности.

02.01

Долго думал, включать ли в книгу этот раздел. И если вклю¬чать, то в натуральном виде или отредактированном. По¬том стал размышлять о том, чем вызваны сомнения. От¬кровенно, сомнения вызваны нежеланием с кем-либо кон¬фликтовать. Само преподавание психологии в небольшом городе приучает думать об этом. Например, по ночам на¬чинает названивать религиозная фанатичка и кричать в трубку: «Ты рассказываешь студентам про Фрейда! Это против Учения!» Далее угрозы и оскорбления. Объяснять, что история современной психологии уже невозможна без Фрейда, бесполезно. Только вызывает новую волну актив¬ности фанатиков.

Размышления привели к выводу о том, что я побаива¬юсь таких фанатиков. Но страх не должен руководить мо¬ими действиями. Решил все описатьгак, как и было. Пусть высшие силы все расставят