В.П.Серкин.

Хохот Шамана

очень расчетлив, поэтому практика, заставляющая его доверяться случаю, должна быть очень важна.

—Что ты делаешь в это время?

—Соответствую идее самого себя.

—Что за «идея себя»?

—Есть идея каждого человека: Иванова, Петрова, тебя, меня. И есть реальные воплощения: Иванов, Петров...

—И что?

—Чем больше реальные Иванов — Петров отличаются от своей идеи, тем больше они разрушаются.

—При чем здесь идеи?

—Идеи неразрушимы, они вне времени и простран¬ства.

—Как это?

—Например, идея Платона о мире идей. Платона дав¬но нет, а идея есть. Где она? Когда? В тебе, мне, в москов¬ском профессоре философии, в Платоне? Вне времени и вне пространства.

—Идеи Иванова — Петрова тоже вне времени и про¬странства?

—Конечно. Поэтому они неразрушимы.

—Человек может быть неразрушим, соответствуя сво¬ей идее?

—Этого не знаю. Но, конечно, такой человек намного дольше сохранит форму, чем обычный.

10.10.2000

Шаман уже несколько суток молча сидел за моим компь¬ютером, отрываясь ненадолго поесть и поспать. Мы почти не говорили. Понимая Шамана, который встретился с ком¬пьютером впервые, я оформлял свои записи на кафедре. Зашнуровывая туфли, удивился, услышав, что он что-то говорит.

—Встань.

—Ты мне или компьютеру?

—Тебе.— Шаман сидел не оборачиваясь, пальцы его неторопливо стучали по клавиатуре, продолжая развивать «Цивилизацию».

—В каком смысле?

—Ты просил рассказывать тебе практики долголетия. Вот одна из них: обувайся стоя.

—Но мне удобнее сидя.

—Сейчас ты изредка садишься на табуретку, чтобы зашнуровать ботинки, через год у тебя будет специаль¬ная табуретка для этого, через два — еще и скамеечка рядом с табуреткой, чтобы меньше наклоняться. К се¬мидесяти ты вообще не сможешь обуваться самостоя¬тельно.

—Согласен.— Я встал и обувался нагнувшись.— Но это не такая уж и практика долголетия.

—Именно тысяча таких мелочей и является практикой долголетия.

—Что-нибудь еще ты заметил в моей городской жизни?

—Да, ты ходишь медленно. Ходи быстрее среднего.

—А еще?

—Ты уже понял про эту практику.

10.10.2000

—Почему ты мне не сказал об этих практиках год назад, когда я просил?

—Как мог сказать, не видя, как ты живешь в городе?

—Ну, про шнурки или что-нибудь такое можно было.

—Это было бы не знанием, а информацией, которую сразу забываешь. Знание-то, что сопровождается чувством узнавания, понимания и что ты можешь применить. Тут у вас, кстати, больше ценят информацию, чем знание. Это ошибка.

11.10. 2000

Шаман иногда ест варенье или кондитерские изделия, но никогда не ест сахар. В городе я тоже стараюсь не есть, но после долгого перехода на морозе чай с сахаром кажется мне гораздо вкуснее.

—Почему не ешь сахар?

—Организм должен немножко побороться за энергию, в том числе и желудок. Сахар приучает организм к слиш¬ком легкому получению энергии.

—Так тебе нравится чай с сахаром?

—Нравился иногда, но не нравилась мысль, что спо¬собствую расслаблению организма. А потом стал чувство¬вать вкус чая или отвара, который забивается сахаром.

1998-2000

Ритмика

03.01

Анализируя записи, обратил внимание на аспект гармо¬низации человека с внешним миром. Шаман не раз ука¬зывал на это, когда рассказывал о смысле камлания с буб¬ном, распорядках, неизвестных животных и характере дей¬ствий человека. Угадывая за такими рассказами наличие концепции, я подготовил и запомнил список вопросов.

—У человека какой-то ограниченный ритм?

—Скорее набор или участок спектра ритмов, как учас¬ток цветового спектра.

—Чем это обусловлено?

—Телом.

—А ум, чувства?

—Представь себе механический манипулятор, который может двигаться с частотой пять раз в секунду. Он и должен получать не больше пяти команд в секунду. Если он полу¬чит десять противоположных команд, будет просто дрожать.

—У других животных другой ритм?

—Если другое тело.

—Возможно как-то ускорить обычный человеческий ритм?

—Без специальной практики ты просто разрушить себя.

—А замедлить?

—Можно, но в безопасном месте. Иначе ты, например, попадешь под автомобиль или под движение ледника.

—Медитирующие йоги замедляют ритм?

—Я знал немного йогов. Похоже на то. Но не осозна¬ют, у них другое понимание.

—А время?

—Правильно чувствуешь. Твое время тоже замедлится.

—А остановить его можно.

—Принципиально да. Но так ты можешь просидеть века Буддой, сфинксом или еще каким-нибудь чудом. И попадешь подледник или потоп.

—Научи меня замедляться.

—Пятый десяток, а все учителя ищешь. Одна м&тень-кая практика тебе доступна сегодня.

02.01

До сих пор Шаман ничего мне не показывал. Я и не рас¬считывал