очень расчетлив, поэтому практика, заставляющая его доверяться случаю, должна быть очень важна.
—Что ты делаешь в это время?
—Соответствую идее самого себя.
—Что за «идея себя»?
—Есть идея каждого человека: Иванова, Петрова, тебя, меня. И есть реальные воплощения: Иванов, Петров...
—И что?
—Чем больше реальные Иванов — Петров отличаются от своей идеи, тем больше они разрушаются.
—При чем здесь идеи?
—Идеи неразрушимы, они вне времени и простран¬ства.
—Как это?
—Например, идея Платона о мире идей. Платона дав¬но нет, а идея есть. Где она? Когда? В тебе, мне, в москов¬ском профессоре философии, в Платоне? Вне времени и вне пространства.
—Идеи Иванова — Петрова тоже вне времени и про¬странства?
—Конечно. Поэтому они неразрушимы.
—Человек может быть неразрушим, соответствуя сво¬ей идее?
—Этого не знаю. Но, конечно, такой человек намного дольше сохранит форму, чем обычный.
10.10.2000
Шаман уже несколько суток молча сидел за моим компь¬ютером, отрываясь ненадолго поесть и поспать. Мы почти не говорили. Понимая Шамана, который встретился с ком¬пьютером впервые, я оформлял свои записи на кафедре. Зашнуровывая туфли, удивился, услышав, что он что-то говорит.
—Встань.
—Ты мне или компьютеру?
—Тебе.— Шаман сидел не оборачиваясь, пальцы его неторопливо стучали по клавиатуре, продолжая развивать «Цивилизацию».
—В каком смысле?
—Ты просил рассказывать тебе практики долголетия. Вот одна из них: обувайся стоя.
—Но мне удобнее сидя.
—Сейчас ты изредка садишься на табуретку, чтобы зашнуровать ботинки, через год у тебя будет специаль¬ная табуретка для этого, через два — еще и скамеечка рядом с табуреткой, чтобы меньше наклоняться. К се¬мидесяти ты вообще не сможешь обуваться самостоя¬тельно.
—Согласен.— Я встал и обувался нагнувшись.— Но это не такая уж и практика долголетия.
—Именно тысяча таких мелочей и является практикой долголетия.
—Что-нибудь еще ты заметил в моей городской жизни?
—Да, ты ходишь медленно. Ходи быстрее среднего.
—А еще?
—Ты уже понял про эту практику.
10.10.2000
—Почему ты мне не сказал об этих практиках год назад, когда я просил?
—Как мог сказать, не видя, как ты живешь в городе?
—Ну, про шнурки или что-нибудь такое можно было.
—Это было бы не знанием, а информацией, которую сразу забываешь. Знание-то, что сопровождается чувством узнавания, понимания и что ты можешь применить. Тут у вас, кстати, больше ценят информацию, чем знание. Это ошибка.
11.10. 2000
Шаман иногда ест варенье или кондитерские изделия, но никогда не ест сахар. В городе я тоже стараюсь не есть, но после долгого перехода на морозе чай с сахаром кажется мне гораздо вкуснее.
—Почему не ешь сахар?
—Организм должен немножко побороться за энергию, в том числе и желудок. Сахар приучает организм к слиш¬ком легкому получению энергии.
—Так тебе нравится чай с сахаром?
—Нравился иногда, но не нравилась мысль, что спо¬собствую расслаблению организма. А потом стал чувство¬вать вкус чая или отвара, который забивается сахаром.
1998-2000
Ритмика
03.01
Анализируя записи, обратил внимание на аспект гармо¬низации человека с внешним миром. Шаман не раз ука¬зывал на это, когда рассказывал о смысле камлания с буб¬ном, распорядках, неизвестных животных и характере дей¬ствий человека. Угадывая за такими рассказами наличие концепции, я подготовил и запомнил список вопросов.
—У человека какой-то ограниченный ритм?
—Скорее набор или участок спектра ритмов, как учас¬ток цветового спектра.
—Чем это обусловлено?
—Телом.
—А ум, чувства?
—Представь себе механический манипулятор, который может двигаться с частотой пять раз в секунду. Он и должен получать не больше пяти команд в секунду. Если он полу¬чит десять противоположных команд, будет просто дрожать.
—У других животных другой ритм?
—Если другое тело.
—Возможно как-то ускорить обычный человеческий ритм?
—Без специальной практики ты просто разрушить себя.
—А замедлить?
—Можно, но в безопасном месте. Иначе ты, например, попадешь под автомобиль или под движение ледника.
—Медитирующие йоги замедляют ритм?
—Я знал немного йогов. Похоже на то. Но не осозна¬ют, у них другое понимание.
—А время?
—Правильно чувствуешь. Твое время тоже замедлится.
—А остановить его можно.
—Принципиально да. Но так ты можешь просидеть века Буддой, сфинксом или еще каким-нибудь чудом. И попадешь подледник или потоп.
—Научи меня замедляться.
—Пятый десяток, а все учителя ищешь. Одна м&тень-кая практика тебе доступна сегодня.
02.01
До сих пор Шаман ничего мне не показывал. Я и не рас¬считывал