разрушение. Многие люди так и разрушают сами свои дела, отношения, здоровье.
—Но социум часто заставляет человека ускоряться.
—Поэтому многие долгожители живут не в ритме со¬циума.
—Человек стареет и разрушается от искусственного ус¬корения?
—Человек стареет от того, что не изменяется вслед за изменением ритмов и отношений окружающего мира. Рас¬согласование ведет кдисгармонии, а она — к разрушению.
22.07
Внимательно осмотрев предметы со стоянок древних лю¬дей, Шаман иногда сам делает подобные. Сегодня он по¬тратил пару часов на обкалывание кремня для наконечни¬ка стрелы, принес несколько длинных прямых веток и за¬думался, глядя на них.
—О чем задумался?*
—Да есть кручина.
—Скажи?
—Ах, барин.— Шаман ухмыльнулся.— Сделать нако¬нечник — полдела. Древний охотник мог на любой стоян¬ке сделать несколько. Главное — хорошо поставить нако¬нечник на древко.
—Так мир для древнего охотника был бесконечной рос¬сыпью боеприпасов?
—Да. С этим забот не было. Им было комфортнее, чем многим сегодня кажется.
—А ты зачем этим занимаешься?
—Занимаясь их практиками, я проникаю в их реаль¬ность.
—Условно?
—Чаще условно. Но точная практика может построить туннель между витками их времени и моего.
*Я начал диалог практикуемой нами иногда лингвистической игрой. В игре второй, непроговариваемый пласт диалога определяется структурой известного обоим текста (в данном случае “Вот мчится тройка удалая...”).
22.07
Следующий блок вопросов я формулировал около часа, наблюдая, как Шаман расщеплял концы веток, устанав¬ливал наконечник и обматывал оленьими жилами.
—Время существует или люди его выдумали?
—Так, как представляют сегодня люди, не существует. Существуют узоры, кристаллы, которые на твоем языке можно назвать приблизительно пространственно-времен¬ными.
—А прошлое, настоящее, будущее?
—Отдельно их нет. Прошлое существует для будущего.
—Так будущее предопределено?
—Не знаю. Знаю, что есть существа, которые «плетут» кристаллы будущего из прошлого.
—Что это за существа?
—Люди относятся к таким существам.
—Человек не может контролировать или строить свое будущее?
—Частично может.
—Но как?
—Своими действиями в настоящем.
1998
Долголетие
04.01
Подкладывая ветки в костер, я обратил внимание на одно из действий готовившего «стол» Шамана. Он вынул из па¬кета вареное куриное яйцо, превратившееся на сорока¬градусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части. Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжелым но¬жом, потом еще тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это наве¬ло на мысли о какой-то особой сноровке Шамана.
—Ты часто раскалывал так яйца?
—Не припомню. Да ты и не часто их приносишь.
—А как ты научился их так ровно раскалывать?
—Не учился. Придет же такое в голову.
—Но как ты их колешь?
—Смотри.— Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.
—В чем секрет?
—У нас разные действия.
—В чем разница?
—Когда действую я, я действую целиком. А ты — час¬тями.
—Какими частями?
—Например, одна часть тебя не уверена, что ты спра¬вишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья — вообще в Магадане с пробле¬мами твоих собственных яиц.
—Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.
—Твои действия могут быть только более размазанны¬ми. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерич¬но ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.
—Что мне делать, чтобы научиться действовать, как ты?
—Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное: когда колешь яйца — коли яйца, а не лови ворон.
—Но как?
—Начни это.
08.03
Иногда Шаман резко отказывается обсуждать, казалось бы, безобидные темы, как это было, например, с моим вопро¬сом о комнатных растениях. Зато другие темы, которых многие люди избегали бы, Шаман может спокойно и под¬робно обговаривать.
—Ты не думал жениться?
—Ты не сможешь понять. Мои дети и внуки выросли, а подруги умерли. Но в жизни есть этапы развития, которые мужчины и женщины не могут пройти в одиночку.
—В целом ряде учений говорится о преимуществах жиз¬ни без партнеров.
—Почему? По-твоему, на Земле создано примерно оди¬наковое количество мужчин и женщин?
—Не знаю. Почему?
—В старых легендах говорится, что мужчина и женщи¬на — только половинки полноценного человека.
—Ты считаешь, что это правда?
—Правда, что мужчины и женщины во