В.П.Серкин.

Хохот Шамана

горожанин не может сам собирать.

—Тогда лучше талую. Она немножко похожа на весен¬нюю.

—А как сделать, чтобы травы не мучились при сборе и сушке?

—Нужны специальные говоры.

—Научи меня.

—Не запомнишь без долгой практики. Пока просто проси прошения, объясняй, что не все выкашиваешь и что для чего нужно. Обязательно оставляй достаточно травы на развод и выполняй обещанное.

—Как влияет выполнение обещаний?

—Иначе травы, горы, море и все-все сделают тебе «предъяву».— Шаман улыбнулся, но улыбка относилась только к термину.

1998, 1999, 2002

Эта цивилизация ошибочна...

07.11

Иногда Шаман пользуется необычными предметами. Например, деревянным прямоугольным блюдом, иглой из бивня мамонта, луком из китового уса или наконеч¬никами стрел из обсидиана. Однажды он при мне изго¬товил, точно обкалывая кусок льда, ледяной нож и за¬колол им же сделанную из снега, земли и веток тварь (зверя с рыбьим хвостом). Шаман утверждал, что такая полевая тварь привязалась к нему на полосе отлива, и он хочет наказать и отогнать ее, но не убить. Тогда еще я скептически относился к его разговорам о полевых жи¬вотных, но мой скептицизм поубавился уже через не¬сколько часов, когда мы вновь подошли к чучелу. Сто¬яла морозная безветренная погода. Пока нас не было, чучело изогнулось, а ледяной нож наполовину вылез из него. Шаман вынул ледяной нож и разбил его, затем тщательно разрушил чучело.

На мои расспросы он ответил, что берет иногда пред¬меты на стоянках древних людей и там же узнает способы деятельности. Он знает тысячи таких стоянок и является мастером множества древних ремесел*. Археолог повесил¬ся бы рядом с ним.

—Как можно найти эти стоянки?

—Они везде, где есть вода, охотничьи угодья или паст¬бища. Где еще, по-твоему, должны были жить люди тыся¬чи лет? Со временем ты просто чувствуешь их.

—Есть материальные признаки?

—В пригодных для жилья пещерах, гротах на берегах жили обязательно. Бугры с провалом и торчащими костя¬ми кита бывают на месте землянок.

—Насколько они древние?

—Две — три с половиной тысячи лет.

—А древнее?

—После оледенения люди здесь старались селиться в местах, защищенных от зимнего северо-западного ветра, на берегах нерестовых рек или у переправ оленей, на по¬бережьях, повыше, где не доставали бы половодье или шторм. Это речные или морские террасы.

—Столько признаков. Наверное, таких мест немного?

—Не очень часто встречаются. Но если ты встретишь место с такой совокупностью признаков, древние там жили наверняка.

—Как давно?

—Пять — семь тысяч лет назад.

—А еще древнее?

—Люди здесь жили, в понятии человека, всегда. То есть сколько есть люди, столько они здесь и жили.

—Почему же сегодня это под вопросом?

—Раньше людям не нужны были уголь, нефть или дру¬гие энергоносители. Сегодня они тратят на это большую часть заработка и мерзнут.

—Что же делать?

—Эта цивилизация ошибочна в том, что везде стремит¬ся создать одинаковые условия. Такой способ проигрышен, так как требует постоянного притока энергии извне. Ско¬ро варвары будут изучать способы жить в тех условиях, которые есть.

—Кто это — варвары?

—Варвары — люди со столь низким уровнем культу¬ры, что без своих приспособлений они не проживут в тун¬дре и суток**.

—А развитые цивилизации здесь были?

—Да.

—Почему же нет следов?

—Они на дне моря и на некоторых северных островах. Скоро найдут.

—Что за следы?

—Сейчас на больших глубинах могли сохраниться толь¬ко следы огромных сооружений. Например, аэродромов, туннелей, каналов. А рядом найдут и остальное.

—Как скоро?

—Еще при жизни твоего поколения.

* Например, изготовленная им из глины и песка посуда звенит куда лучше импортных фарфоров.

**Не могу не привести здесь фразу, случайно брошенную молодым эвелном в обыденном разговоре о ценах: «Ну, в тундре, конечно, с голоду не умрешь».

07.01

С точки зрения Шамана эвелны являются более культур¬ными людьми, чем мы. Я попытался получить более под¬робные пояснения.

—Наша цивилизация прошла те же стадии, что и эвел¬ны, только раньше, однако. Почему считаешь их цивили¬зацию лучше?

Шаман улыбнулся моей стилизации под речь эвелнов.

—Они развивались в более трудных условиях, поэтому у них сильнее общинная мотивация.

—Русские тоже дольше других жили общинами. Какое в этом преимущество?

—У русских тоже общинное настроение было сильнее, чем у западных. Сейчас они проходят критическую точку поворота, однако.— Шаман опять улыбнулся.

—Что за поворот?

—На свободу личности.

—Так это прогрессивно.

—До определенных пределов. Пока, однако, индивид считается с интересами