горожанин не может сам собирать.
—Тогда лучше талую. Она немножко похожа на весен¬нюю.
—А как сделать, чтобы травы не мучились при сборе и сушке?
—Нужны специальные говоры.
—Научи меня.
—Не запомнишь без долгой практики. Пока просто проси прошения, объясняй, что не все выкашиваешь и что для чего нужно. Обязательно оставляй достаточно травы на развод и выполняй обещанное.
—Как влияет выполнение обещаний?
—Иначе травы, горы, море и все-все сделают тебе «предъяву».— Шаман улыбнулся, но улыбка относилась только к термину.
1998, 1999, 2002
Эта цивилизация ошибочна...
07.11
Иногда Шаман пользуется необычными предметами. Например, деревянным прямоугольным блюдом, иглой из бивня мамонта, луком из китового уса или наконеч¬никами стрел из обсидиана. Однажды он при мне изго¬товил, точно обкалывая кусок льда, ледяной нож и за¬колол им же сделанную из снега, земли и веток тварь (зверя с рыбьим хвостом). Шаман утверждал, что такая полевая тварь привязалась к нему на полосе отлива, и он хочет наказать и отогнать ее, но не убить. Тогда еще я скептически относился к его разговорам о полевых жи¬вотных, но мой скептицизм поубавился уже через не¬сколько часов, когда мы вновь подошли к чучелу. Сто¬яла морозная безветренная погода. Пока нас не было, чучело изогнулось, а ледяной нож наполовину вылез из него. Шаман вынул ледяной нож и разбил его, затем тщательно разрушил чучело.
На мои расспросы он ответил, что берет иногда пред¬меты на стоянках древних людей и там же узнает способы деятельности. Он знает тысячи таких стоянок и является мастером множества древних ремесел*. Археолог повесил¬ся бы рядом с ним.
—Как можно найти эти стоянки?
—Они везде, где есть вода, охотничьи угодья или паст¬бища. Где еще, по-твоему, должны были жить люди тыся¬чи лет? Со временем ты просто чувствуешь их.
—Есть материальные признаки?
—В пригодных для жилья пещерах, гротах на берегах жили обязательно. Бугры с провалом и торчащими костя¬ми кита бывают на месте землянок.
—Насколько они древние?
—Две — три с половиной тысячи лет.
—А древнее?
—После оледенения люди здесь старались селиться в местах, защищенных от зимнего северо-западного ветра, на берегах нерестовых рек или у переправ оленей, на по¬бережьях, повыше, где не доставали бы половодье или шторм. Это речные или морские террасы.
—Столько признаков. Наверное, таких мест немного?
—Не очень часто встречаются. Но если ты встретишь место с такой совокупностью признаков, древние там жили наверняка.
—Как давно?
—Пять — семь тысяч лет назад.
—А еще древнее?
—Люди здесь жили, в понятии человека, всегда. То есть сколько есть люди, столько они здесь и жили.
—Почему же сегодня это под вопросом?
—Раньше людям не нужны были уголь, нефть или дру¬гие энергоносители. Сегодня они тратят на это большую часть заработка и мерзнут.
—Что же делать?
—Эта цивилизация ошибочна в том, что везде стремит¬ся создать одинаковые условия. Такой способ проигрышен, так как требует постоянного притока энергии извне. Ско¬ро варвары будут изучать способы жить в тех условиях, которые есть.
—Кто это — варвары?
—Варвары — люди со столь низким уровнем культу¬ры, что без своих приспособлений они не проживут в тун¬дре и суток**.
—А развитые цивилизации здесь были?
—Да.
—Почему же нет следов?
—Они на дне моря и на некоторых северных островах. Скоро найдут.
—Что за следы?
—Сейчас на больших глубинах могли сохраниться толь¬ко следы огромных сооружений. Например, аэродромов, туннелей, каналов. А рядом найдут и остальное.
—Как скоро?
—Еще при жизни твоего поколения.
* Например, изготовленная им из глины и песка посуда звенит куда лучше импортных фарфоров.
**Не могу не привести здесь фразу, случайно брошенную молодым эвелном в обыденном разговоре о ценах: «Ну, в тундре, конечно, с голоду не умрешь».
07.01
С точки зрения Шамана эвелны являются более культур¬ными людьми, чем мы. Я попытался получить более под¬робные пояснения.
—Наша цивилизация прошла те же стадии, что и эвел¬ны, только раньше, однако. Почему считаешь их цивили¬зацию лучше?
Шаман улыбнулся моей стилизации под речь эвелнов.
—Они развивались в более трудных условиях, поэтому у них сильнее общинная мотивация.
—Русские тоже дольше других жили общинами. Какое в этом преимущество?
—У русских тоже общинное настроение было сильнее, чем у западных. Сейчас они проходят критическую точку поворота, однако.— Шаман опять улыбнулся.
—Что за поворот?
—На свободу личности.
—Так это прогрессивно.
—До определенных пределов. Пока, однако, индивид считается с интересами