которая «не заводила», и наблюдал за окружающими. Когда по реакциям окружающих понимал, что дальше терпеть не принято, мол¬ча бил в лицо. Такое поведение удивляло и даже возмущало. Следует сказать, что я быстро понял необходимость научить¬ся ругаться, но в те годы не сумел: не хватило волевых ка¬честв. Если бы мог, драк было бы гораздо меньше.
Кличка напомнила о благодарности Волка, и в других конфликтных ситуациях в казарме я стал использовать «на¬строение Волка на охоте»: старался выбрать лидера и, глядя ему в глаза, медленно подходил ближе. Если он отводил гла¬за, ситуация решалась в мою пользу, если нет... В половине случаев противники, наоборот, приходили в большую ярость. Так было в конфликте с группой старослужащих, памятный знак которого — кривовато сросшийся нос — остался до сих пор. Но, пока был в сознании, не боялся, дей¬ствовал расчетливо и, по рассказам друзей, эффективно.
Нежелание реагировать на вербальную агрессию за¬трудняет жизнь и сегодня. Годы давно не те, чтобы драть¬ся, и не принято в университете. Бывает, что слышу пре¬тензии или обвинения, кажущиеся настолько нелепыми, что не считаю нужным отвечать. Изредка, каждый раз с удивлением, слышу потом от присутствующих: «Ты не оп¬равдывался и сам не обвинил в ответ. Значит, виноват или испугался». Сразу вспоминается казарма и наглеющие из-за молчания сослуживцы. Сейчас, конечно, могу отвечать и вербально, но делаю это редко. Как трудный, нудный, но необходимый ритуал.
Волк не считает лай нападением. Для него это просто странные звуки, которые мешают самим же собакам жить содержательно — охотиться. Нормальный Волк, услышав лай, молча уходит на свою содержательную территорию. Но иногда собаки слишком раздражают. Тогда Волк молча возвращается через несколько суток. Собаки удивляются — за что? Со своим лаем они это никак не связывают.
1977-1978
Лечение
29.01.1998
Возможно, что моих записей хватило бы на издание книги вроде «Рецепты от Шамана», но сам я не пользовался эти¬ми рецептами. В эту публикацию практические советы без изменений включены, лишь если они попали в один день с важным диалогом.
—Как ты готовишь этот папоротник1?
—Солил.
—Как?
—Слой папоротника, слой соли, сверху пресс, чтобы он дал сок. Через неделю сок сливаешь, ворошишь папо¬ротник и заливаешь рассолом.
—Сколько соли?
—Пока не перестанет растворяться.
* Здесь шитовник австрийский, или широкий (Dryopteris austriaca или D. dilatata) по Беркутенко А. Н., Вирек Э. Г. (1995).
29.01.1998
С годами выяснилось, что круг общения Шамана неожи¬данно широк. Сегодня я бы даже сказал, что, живя на бе¬регу, Шаман общается со всеми окружающими его людь¬ми. Некоторые виделись с Шаманом лишь раз, как боль¬ные или ухаживающие за больными, другие общаются редко, но регулярно. Ни эти люди, ни Шаман не находят в таком общении ничего удивительного.
—Где ты вообще берешь соль, крупу?
—Кузьма привозит.
—Почему он это делает?
—Почему ты приносишь мне вещи?
—Они не нужны нам в городе.
—Но ты долго несешь их на себе. А патроны, горелка?
—Это подарки.
—Почему ты это делаешь?
—Я хорошо к тебе отношусь.
—И они хорошо относятся. Я лечу их и подсказываю, где, сколько можно взять. Это не плата, а отношения. Еще Кузьма считает меня колдуном.
—Тебе нравится, что тебя называют Шаманом?
—Хоть горшком назови...
09.03.1998
В чем никак нельзя заподозрить Шамана, так в сентимен¬тальности. Он запросто мог поговорить с куропаткой и, окончив разговор, пообедать ею же. Раз я сказал ему, что предпочитаю охоту без общения, но Шаман лишь пожал плечами и напомнил о разведении кур и коров. И вдруг на окошке его хижины я увидел веточки в банке.
—В первый раз вижу среди тайги веточки на окне. За¬чем?
—Зимы еще много. Часто нужны активные вещества.
—Как ты их добываешь из веточек?
—Это — ольха. Суточного урожая пыльцы с семи сере¬жек хватает на лекарство взрослому.
—Ты ешь эту пыльцу?
—Эта — горькая. И слишком сильна. Лес и так полон лекарств и витаминов. Зимой можно жевать стланик, поч¬ки березы, ольхи или шишечки. Пыльца —для мазей и сме¬сей при лечении.
—Ты прочел это в книгах?
—Ни в одной книге не сказано о круглогодичном со¬трудничестве с растениями. Для этого нужно долго про¬жить с ними.
09.03.1998
Наверное, Шаман —единственный «лечащий врач» на сот¬ни километров. Он не может ни с кем консультироваться, у него нет медицинских книг и стандартных лекарств. Но он всегда действует так, будто точно знает, что делать.
—Ты лечишь все болезни?
—Только те, которые преодолел сам.
—Но говорят, что ты