В.П.Серкин.

Хохот Шамана

ребро кита пористее. Но фигуры без мелких дета¬лей неплохо получаются.

—Ты резал?

—Практиковал года три, когда жил в Уэлене.

—Какой все же смысл резать из материала с худшей фактурой?

—У них нет в изобилии моржа или мамонта.

—И они отработают полную байдару?

—Это вряд ли.

—А зачем везут?

—Чтобы было.

—Древние эвелны так не делали.

—Почему ты решил?

—Я читал, что они были стихийно экологичны. Напри¬мер, охотник не убивал вторую нерпу, даже если мог.

—Бредни кабинетных ученых.

—Ты думаешь, что убивал?

—Не убивал, но не из-за экологичности.

—А почему?

—Убив нерпу, охотник должен много километров во¬лочь ее сам домой. А нерпы бывают до четырехсот кило¬граммов. Ты бы тоже не брался за вторую.

—Они не боятся потерять берег из вида?

—Они пошли напрямик, по ветру и не увидят берега до вечера.

—У них есть компас?

—Нет.

—Как же они ориентируются.

—Они просто помнят направление.

—Но солнца же не видно.

—Косатка — из их тотема. Они сами помнят.

Словно в подтверждение слов Шамана огромный, срав¬нимый с парусом черный плавник Косатки медленно, тор¬жественно и хищно прорезал поверхность моря между нами и скрывшейся байдарой.

18.07

Мысли об эвелнах и неуместная тревога по поводу их пла¬вания не оставляли меня. Рационально я убеждал себя, что для наших гостей такое плавание — совсем обыденное дело, но видел я это впервые, и выглядело все очень нена¬дежно. Решив пару часов проводить Шамана, я не смог удержаться от вопросов о гостях.

—Им привычно вдвоем управляться с такой большой груженой байдарой? И руль, и парус.

—Они могут ею управлять, даже загарпунив кита.

—Они ходили в школу?

—Нет.

—А как же районо?

—Власти, наверное, знают о них, но никто не занимал¬ся. А может, судя по твоим рассказам о ситуации, сейчас власти о них не знают. Тем более что они не живут много лет на одном месте.

—Но это явно не замкнутая группа. Эти двое помощ¬нее меня.

—Конечно, не замкнутая. Там есть и русские, и якуты, и эвенки. Парни ходят в поселки и, наверное, в Магадан. Просто они считают свой образ жизни более настоящим.

—Так они не чистокровные эвелны?

—Они — настоящие эвелны по образу жизни.

—Чем они живут?

—Эти — универсалы. У них есть олени, есть морской промысел и есть бартер на пушнину.

—Как они установили отношения с тобой?

—Я сам начал устанавливать отношения.

—Почему?

—Они — местные. Общение с ними дает ключ ко мно¬гим местным практикам.

—Мне показалось, что они учатся у тебя.

—Они могут осуществлять коллективные практики. А у меня они учатся многому тому, что сначала я понимаю с их помощью.

18.07

Уже много раз после встреч с эвелнами задумывался о них. Удивлял резкий контраст между их поведением в городе и на побережье. Уехавшие эвелны производили впечатление сильных, уверенных в себе, даже излишне уверенных, спо¬койных молодых мужчин. Так оно и есть.

Из школьного курса «Истории Магаданской области» знаю, что они никогда не платили дань царю и почти три¬ста лет воевали костяными луками и каменными копьями с казаками-землепроходцами. Одновременно столетия воевали с гораздо более многочисленными якутами на за¬паде, эскимосами и индейцами на востоке. Именно в вой¬не они изобрели кольчуги из костных пластин и тяжелые луки из китового уса. Из-за этих кольчуг (пули не брали) казаки потом сто лет считали эффективным только руко¬пашный бой. До сих пор можно встретить остатки казачь¬их острогов, которые укреплены куда массивнее, чем фор¬ты американских солдат, воевавших с индейцами. Это — не Кавказ. Местных никто никогда не покорял. Лишь после того, как умный царь повелел прекратить войны и органи¬зовывать ярмарки, казаки смогли беспрепятственно выхо¬дить на северное побережье Тихого океана.

Эти эвелны — прямые потомки тех, и вряд ли кому улыбнется воевать с ними здесь. В то же время в городе они выглядят неуверенно, почти любой жулик или хули¬ган видят в них жертву. Они стараются ни с кем не связываться, слишком многое, на мой взгляд, могут стерпеть. Если же будет перейдена черта и их терпения, то реакция будет отсроченной и неадекватной. Например, стрельба или поножовщина в ответ на слова или удар рукой, нане¬сенный восемь дней назад. После этого дорога в город за¬казана.

Шаман похож и на эвелна, и на современного город¬ского мужчину. Лицо его морщинисто и обветренно, тем¬но-коричневое от жесткого местного ультрафиолета и вет¬ров. Или от рождения. Он уже в том возрасте, когда черты лица «закрывают» национальные признаки. При первой встрече я бы дал ему от сорока до шестидесяти.

—Ты кто по национальности?

—Никто,