в целом.
Свет (с)
В основе света лежит принцип огня. Без огня свет не смог бы воз-
никнуть. Таким образом, это аспект огня. Каждый элемент огня пре-
вращается в свет, и наоборот. Поэтому свет сохраняет свои характер-
ные черты. Он яркий, проникающий, распространяющийся.
Противоположностью света является тьма. Она возникла из прин-
ципа воды. Она обладает характерными свойствами, противополож-
ными свойствам света. Без тьмы не только невозможно было бы раз-
личить свет, но без тьмы его просто не существовало бы. Из этого
видно, что свет и тьма возникли в результате взаимодействия двух
элементов — огня и воды. Поэтому в своем воздействии свет обладает
положительными свойствами, а тьма — отрицательными. Эта смена
света и тьмы обыгрывается во всех религиях.
{26}
Акаша, или принцип эфира (с)
Уже при описании элементов я несколько раз упоминал о том, что
они возникли из принципа эфира. Поэтому принцип эфира является
высшим, самым мощным, невыразимым первоначалом и первопри-
чиной всех вещей и всего созданного; иначе говоря, если выразить это
одним понятием, — это область причины. Поэтому акаша является
внепространственным и вневременным. Это несозданное, непостижи-
мое, неопределяемое. В религиях это называется Богом. Этолятая, пер-
возданная сила; это то, что создало все, и то, чем все удерживается
в равновесии. Это исток и чистота всех мыслей и идей, это мир при-
чин, в котором находится все сотворенное, начиная от самых высоких
сфер до самых низших.
Это квинтэссенция у алхимиков. Это Всё во Всем.
Карма, закон причины и действия (с)
Неизменным законом, который имеет свой аспект в принципе акаша,
— это закон причины и действия. Каждая причина вызывает со-
ответствующее действие. Этот закон везде считается высшим. В соот-
ветствии с этим законом следствием каждого поступка является
действие или плод. Поэтому можно предположить, что карма не только
является законом для наших хороших поступков, как учит восточная
философия и как видно из этих рассуждений, но имеет более глубокое
значение. Инстинктивно люди чувствуют, что все благое принесет доб-
рые плоды, все недоброе может обернуться только злом; или, как в на-
роде говорят: «Что посеешь, то и пожнешь». Каждый должен знать и
считаться с этим непреложным законом. Закон причины и действия
свойствен также элементарной философии. Я не хочу вдаваться в под-
робности этого закона, который здесь изложен в общих чертах, они по-
нятны любому мыслящему человеку и являются само собой разумею-
щимися. Закону причины и действия подчиняется также закон эволюции
и развития. Поэтому развитие является также аспектом закона кармы.
Человек (с)
О теле (с)
Человек является истинным подобием Господа, то есть он создан по
подобию универсума. Все, что имеет место в универсуме в большом
{27}
масштабе, отражается в человеке в малом. Поэтому человек обозна-
чается микрокосмом, в противоположность универсуму — макрокос-
му. Точнее говоря, в человеке происходит все то, что и в природе, и за-
дачей этой главы является пронаблюдать, познать и научиться
управлять этими явлениями.
Мне не хотелось бы описывать физические явления человеческого
тела, так как эти сведения можно найти в соответствующей литерату-
ре. Мне хотелось бы научить человека наблюдать с герметической точ-
ки зрения и хотелось бы просветить интересующегося, как он может
использовать основной ключ, действие элементов, по отношению
к человеку.
Известная пословица гласит: «В здоровом теле здоровый дух». Ка-
кая глубокая истина содержится в этом изречении, каждый поймет
в процессе изучения человека. Конечно же, возникает вопрос, что же
такое здоровье с герметической точки зрения? Далеко не каждый бу-
дет в состоянии тотчас же на него ответить, так как большинство лю-
дей совершенно индивидуально объясняют для себя проблему здоро-
вья. С герметической точки зрения здоровье следует рассматривать
как полную гармонию сил, функционирующих в организме в связи
с основными свойствами элементов. Достаточно небольшой дисгар-
монии элементов, которая вызывает явное действие, называемое бо-
лезнью. Так дисгармония уже в форме заболевания является значи-
тельным нарушением в работе элементов. Поэтому основным условием
является то, чтобы посвященный уделял телу самое большое внима-
ние. Внешне видимое выражение тела похоже на прекрасную одежду
и красоту во всех аспектах, как в большом, так и в малом, подобно
аспекту Божественной природы. Красота в основе своей не только то,
что нам нравится